Navigation bar
  Print document Start Previous page
 113 of 192 
Next page End  

терапевтического вмешательства и в известной мере является отклонением от более систематичного
подхода, используемого в менее драматичные периоды депрессии. Обычно мы стараемся
придерживаться принципа «сотрудничество плюс эмпиризм» (глава 1) и только изредка позволяем себе
отклониться от стандартных процедур. Когда суицидальный кризис теряет свою остроту,
вмешательство терапевта становится менее назойливым, менее активным. Терапевт организует беседу с
пациентом таким образом, чтобы возложить на последнего бОльшую ответственность за прояснение и
решение проблем.
Глава 12. Депрессогенные убеждения
По мере ослабления депрессивных симптомов фокус терапии смещается на изменение
ошибочных предположений или тех базовых убеждений, которые предрасполагают человека к
депрессии. Модификация ошибочных и дисфункциональных убеждений оказывает прямое влияние на
то, будет человек испытывать депрессию в будущем или нет.
Хотя системы убеждений депрессивных пациентов построены вокруг нескольких общих тем,
каждый пациент имеет свой уникальный набор персональных правил. Требуется немало времени и
усилий, чтобы вскрыть и модифицировать конкретные дисфункциональные убеждения пациента.
Практические и терапевтические соображения диктуют необходимость активного участия пациента в
этом процессе. Чтобы доказать пациенту необходимость модификации депрессогенных убеждений,
терапевт может сказать ему, что, несмотря на ослабление симптомов депрессии, он не застрахован от
будущих депрессий, если его убеждения останутся неизменными.
Эти «нечленораздельные», почти несформулированные персональные правила, в соответствии с
которыми индивидуум пытается интегрировать и оценить сырые данные опыта, вырастают из
фундаментальных предположений, определяющих паттерны автоматического мышления индивидуума.
По мере развития каждый человек усваивает определенные правила, или формулы, посредством
которых он пытается осмыслить действительность. Эти формулы определяют, какие цели ставит перед
собой человек, как он оценивает и изменяет свое поведение, как он объясняет происходящие с ним
события и как относится к ним. В сущности, из этих базовых правил формируется персональная
матрица значений и смыслов, тот «задник», на фоне которого повседневные факты действительности
приобретают важность и значимость. Дезадаптивные правила отличаются от адаптивных косностью и
чрезмерностью. Бек (1976) пишет о природе этих дезадаптивных правил:
«Такие характерные аберрации мышления, как преувеличение, генерализация и абсолютизм,
складываются в правило и подталкивают человека к преувеличенным, генерализованным,
абсолютистским выводам ... Поскольку эти правила сформулированы в экстремистских терминах, они
приводят к экстремистским заключениям. Эти правила применяются подобно силлогизму:
Большая посылка: «Если меня не любят, я ничтожество».
Малая посылка: «Раймонд не любит меня».
Заключение: «Я ничтожество».»
Разумеется, последовательность мыслей пациента не разворачивается в форме силлогизма.
Большая посылка уже является частью его когнитивной организации и применяется в отношении
текущих обстоятельств. Пациент может размышлять о малой посылке (конкретной ситуации), заранее
зная вывод.
Эти правила действуют в ситуациях, затрагивающих те или иные зоны уязвимости человека,
такие как «принятие—отвержение», «успех—поражение», «здоровье—болезнь», «приобретение—
потеря». Например, пациент, убежденный в том, что он обязан быть во всем совершенным, придавал
большое значение достижениям. Он судил о своем достоинстве по тому, насколько хорошо он
справлялся с тем или иным делом. Его самооценка находилась в прямой зависимости от его убеждений,
которые диктовали ему, на какие события следует обращать внимание и как нужно оценивать их.
Подобные убеждения формируются из детских впечатлений или перенимаются от родителей и
сверстников. В основе многих из них лежат семейные правила. Например, мать говорит дочери: «Если
ты не будешь хорошей девочкой, Нэнси разлюбит тебя». Девочка сначала повторяет это вслух, а потом
начинает говорить это себе. Через некоторое время эта заповедь трансформируется в правило: «Моя
ценность зависит от того, что думают обо мне другие».
В работе Бека (1976) приведен перечень дезадаптивных убеждений, предрасполагающих к
депрессии. Вот некоторые из них.
Hosted by uCoz