Navigation bar
  Print document Start Previous page
 116 of 192 
Next page End  

Рис. 1. Диаграмма «Когниции—Аффект»
На следующем этапе были выявлены сквозные темы этих негативных автоматических когниций.
Одна из тем касалась того, как пациентка выглядит в глазах окружающих. Женщина считала, что
обязана быть «хорошей» с людьми. Слово «хорошая» было одним из самых востребованных слов в ее
лексиконе. Терапевт попросил пациентку объяснить, какой смысл она вкладывает в это слово. В ее
понимании быть «хорошей» означало быть любезной, участливой, привлекательной.
Логическим продолжением этой темы была тема самообвинения. В любой неприятности,
случившейся с ней, женщина усматривала свою вину, причем диапазон этих неприятностей был крайне
широк — от развода с мужем до проколотой автомобильной шины. У сына пациентки возникли
проблемы в школе, и поэтому она считала себя плохой матерью. Естественно, что эти мысли вызывали
у пациентки печаль и усугубляли ее депрессию.
Другой сквозной темой была тема «несправедливости» жизни. Женщина считала, что она
незаслуженно лишена того, что есть у других людей, — мужа, хорошего самочувствия, денег, и эти
мысли порождали у нее гнев.
Ниже приведена выдержка из интервью, где терапевт вскрывает базовое убеждение пациентки.
Терапевт. Автоматически вы думаете: «Дети не должны так плохо вести себя». А поскольку они
не слушаются вас и перечат вам, вы думаете: «Я — плохая мать». Почему вы полагаете, что дети не
должны перечить вам?
Пациентка. Они не должны перечить мне... Я же стараюсь быть хорошей с ними.
Т. То есть?
П. Ну если ты хороший, с тобой не может произойти ничего плохого. (На этой фразе у
женщины засияли глаза.)
Терапевт спросил пациентку: «От кого вы узнали, что если быть хорошим, с тобой не случится
ничего плохого?» Пациентка ответила, что так ей всегда говорила мать. То же самое ей внушали в
школе учителя — они называли ее хорошей девочкой и прочили ей блестящее будущее.
Уже на ранних стадиях терапии терапевт разъясняет пациенту, какую роль играют подобные
формулы в развитии депрессии, и поручает ему отслеживать свои базовые убеждения. Он может сказать
пациенту: «Я думал о вас, пытаясь понять, каким убеждением или правилом вы руководствуетесь в
своей жизни. Это убеждение, как мне кажется, может звучать так. Пожалуйста, запишите это и
подумайте об этом в промежутке между сессиями. Запишите также, что вы думаете об этом убеждении
и как его можно изменить».
Hosted by uCoz