Navigation bar
  Print document Start Previous page
 131 of 192 
Next page End  

так же, как и с другими дисфункциональными когнициями. В тех случаях, когда пациент
систематически не выполняет домашние задания, мы считаем полезным предложить ему заполнить
опросник, содержащий перечень наиболее распространенных причин невыполнения заданий (см.
Приложение).
Рассмотрим некоторые, доставляющие наибольшие трудности, установки. Встречаются
пациенты, считающие, что они «по природе своей» не приспособлены вести письменные отчеты. Чтобы
оспорить это представление, терапевт может сказать пациенту, что ему наверняка когда-то доводилось
составлять какие-нибудь списки (например, собираясь в путешествие). Необходимо также разъяснить
пациенту, что навыки ведения письменных отчетов могут пригодиться ему в будущем и что их можно и
нужно развивать.
Некоторые пациенты исходят из убеждения, что их проблемы настолько сложны и глубоки, что
их невозможно разрешить столь простыми средствами, как домашние задания. Таким пациентам можно
указать на то, что даже грандиозные затеи, такие как отправление человека в космос, начинаются с
довольно простых и конкретных шагов. К примеру, некоторые авторы заявляли, будто им не по силам
написать книгу, что они могут написать лишь абзац: они писали один абзац за другим, и в результате
получалась книга. Полезно также побудить пациента рассмотреть «плюсы» и «минусы» его убеждения.
Терапевт может спросить: «Что вы приобретаете, будучи заранее убеждены в бесполезности домашних
заданий?»
Порой пациенты оправдывают невыполнение заданий тем, что раньше они уже выполняли
подобные задания, но результат оказался нулевым. Терапевт должен относиться к таким утверждениям
без предвзятости, поскольку нельзя исключать того, что прошлые задания действительно не пошли на
пользу пациенту. В этом случае стоит признать свою ошибку или ошибку коллеги и объяснить
пациенту, что существует разные формы домашних заданий. Однако пациенты нередко ошибаются в
оценке результативности ранее использованных методов терапии, и поэтому терапевт может
предложить пациенту совместно рассмотреть и проанализировать объективные данные (прошлые
отчеты, записи и т. п.), если, конечно, таковые сохранились.
Многих пациентов возмущает авторитарная манера назначения домашних заданий — факт,
подтверждающий необходимость постоянного сотрудничества
между терапевтом и пациентом.
Впрочем, встречаются пациенты, склонные усматривать признаки авторитаризма там, где их нет и в
помине. В последнем случае у терапевта есть несколько возможностей.
Во-первых, полезно представить терапию как предмет потребления, как товар. Пациент
преследует определенную цель — хочет выбраться из депрессии. Терапевт, со своей стороны, может
предложить ряд методов для достижения этой цели. Пациент волен использовать или отвергнуть
предложенные методы, так же как он волен купить или не купить тот или иной товар.
Другая возможность связана с разработкой нескольких альтернативных стратегий поведения.
Пациенту дозволено выбрать ту или иную стратегию. Опять же он вправе отвергнуть все предложенные
ему стратегии — выбор остается за ним. Проиллюстрируем это положение конкретным примером.
На предыдущей сессии пациентка совместно с терапевтом составила для себя распорядок дня на
выходные, запланировав целый ряд занятий. Однако вместо того, чтобы следовать намеченному плану,
пациентка провела выходные в постели.
Терапевт. Как вы планируете провести эти выходные?
Пациентка. В пятницу вечером приедет Ларри.
Т. И что вы будете делать в субботу?
П. В субботу я проснусь в дурном настроении, и мы начнем ссориться. Он разозлится и уедет. У
меня окончательно испортится настроение, и я снова лягу.
Т. Что вы скажете себе в субботу утром, чтобы испортить свое настроение?
П. «Ларри не любит меня... Его интересует только секс... Я потеряла всякое уважение к себе».
Т. Я попрошу вас записать эти мысли. И отдельно запишите, как вы будете вести себя с Ларри в
субботу утром.
П. Ну когда он проснется, я буду холодна с ним и откажусь заниматься любовью. Потом я начну
упрекать его за то, что он так редко навещает меня. Он разозлится и уйдет.
Т. Что вы скажете себе, когда он уйдет?
П. «Я опять все испортила... Теперь он не скоро захочет видеть меня, если вообще захочет. Сама
виновата». Потом мне станет совсем плохо, и я вернусь в постель.
Т. Похоже, у вас есть план. Назовем это «План А». Можете ли вы предложить какой-нибудь
другой план, чтобы не портить себе настроение?
Hosted by uCoz