Navigation bar
  Print document Start Previous page
 133 of 192 
Next page End  

5. Если пациент справляется с каким-то делом быстрее, чем он планировал (например, стирка
занимает у него не час, а 45 минут), ему не обязательно сразу же браться за следующее дело. Таким
образом у пациента появляется дополнительное время, которое можно потратить на какое-нибудь
приятное занятие.
6. Чтобы облегчить выполнение того или иного дела, пациент может использовать им же
составленные письменные или устные инструкции. «Разговор с мышцами» являет собой одну из форм
самоинструктажа.
7. Чтобы определиться с тем, какие формы активности надлежит включить в план, пациент по
просьбе терапевта перечисляет занятия, способные доставить ему удовольствие и подкрепляющие его
чувство собственной умелости и мастерства. Выбираются те занятия, которые могут улучшить
настроение пациента.
8. Для преодоления регрессивных тенденций мы вооружаем пациента житейским девизом
«Кровать — для сна, диван — для сидения. Проснулся — вставай».
9. Распорядок дня должен включать обычные для пациента формы активности, те, что были
свойственны ему в здоровом состоянии. Терапевт спрашивает пациента, чем он обычно занимался,
когда был здоров. Пациент пытается выполнять то, что он делал раньше. Все это подается терапевтом
как эксперимент, призванный проверить, улучшится ли, хотя бы на время, настроение пациента.
10. Пациент должен записывать, что он делал в течение дня, не вдаваясь в излишние детали
(«Вышел из дома, открыл машину»), но и избегая чересчур общих формулировок («Провел день за
городом»). Описания должны отвечать требованию «золотой середины» («Сходил в магазин, заехал на
два часа к друзьям, потом вернулся домой»).
11. Пациента побуждают к осознанию того, что он постоянно что-то делает. Такие сообщения,
как «Ничего не делал», зачастую могут быть преобразованы в более конкретные и точные описания,
например: «Сидел в кресле, пил кофе и читал газету». Даже пассивная активность остается
активностью.
Планирование занятий, доставляющих удовольствие
На ранних стадиях терапии пациенту может быть трудно вспомнить, какие занятия некогда
вызывали у него радость и удовольствие. Это затруднение можно преодолеть, предложив пациенту
заполнить специально разработанный опросник, который включает такие вопросы.
Какого рода занятия, связанные с обучением и развитием, доставляли вам удовольствие раньше?
(Например, занятия спортом, рукоделие, изучение языков.)
Какого рода прогулки вам нравились? (Например, на побережье, в горы, просто поездка за
город.)
От каких занятий вы могли бы получать удовольствие, если бы занимались ими? (Например,
рисование, участие в любительских спектаклях, игра на фортепиано.)
Что вам нравилось делать в одиночестве? (Например, гулять, играть на фортепиано, шить.)
Какие занятия, предполагающие общение с людьми, доставляли вам удовольствие? (Например,
телефонные разговоры, обед с приятелем, игра в гандбол.)
Какие занятия из тех, что не требуют денег, нравились вам? (Например, играть с собакой, ходить
в библиотеку, читать.)
Какие занятия из тех, что стоят меньше пяти долларов, доставляли вам удовольствие?
(Например, поход в кино, в музей, поездка в такси.)
Чем вы обычно радовали себя, когда не были стеснены в средствах? (Например, покупка нового
костюма, поездка в Нью-Йорк, ужин в дорогом ресторане.)
Что вам нравилось делать в разное время? (Например, утром, в воскресенье, осенью.)
Эти вопросы используются для составления перечня некогда приятных для пациента занятий.
После этого пациента просят проранжировать занятия и выбрать те, которые могут принести ему
удовольствие сейчас.
Планирование занятий, пробуждающих чувство умелости и мастерства
Чувство собственной умелости и мастерства возникает в результате конструктивного или
творческого занятия, которое в настоящий момент представляет трудность для пациента или которое он
отказывается выполнять в силу недостаточной мотивации. Чтобы выяснить, какие конкретно занятия
Hosted by uCoz