Navigation bar
  Print document Start Previous page
 136 of 192 
Next page End  

пациентка, считавшая, что она должна быть во всем совершенной, получила задание письменно
порассуждать о том, как бы она выглядела, если бы достигла совершенства.
Роль пациента в проектировании домашних заданий
По мере того как состояние пациента улучшается, он все более активно участвует в
проектировании домашних заданий. В конечном счете он должен самостоятельно, без побуждения и
помощи со стороны терапевта, давать себе задания и выполнять их, «формируя» таким образом свое
поведение.
Проиллюстрируем сказанное конкретным примером. По ходу лечения у пациентки отмечалось
стабильное улучшение состояния, однако за три недели до окончания терапии у нее вновь появились
выраженные симптомы депрессии. Ее показатель депрессии по Шкале депрессии Бека (BDI) составил 19
баллов. Пациентка вновь обнаружила тенденцию перекладывать на других решение собственных
проблем. Терапевт, будучи уверенным в способности пациентки преодолеть эту склонность, дал ей
следующее задание.
Терапевт. В качестве домашнего задания я бы попросил вас исправить свое настроение к
пятнице. Сегодня среда, так что у вас есть два дня. Я дам вам несколько чистых бланков опросника, с
тем чтобы вы производили замеры настроения.
Пациентка. Легко говорить! Как мне исправить настроение, если у меня сейчас все идет
наперекосяк? За два дня вряд ли что-то изменится.
Т. Давайте отнесемся к этому как к эксперименту. Я не раз наблюдал, как вам удавалось
победить свое плохое настроение раньше, и я полагаю, у вас получится и сейчас. Я бы хотел проверить
свое предположение.
П. А что я должна делать?
Т. Помните, в начале терапии я сказал, что мы с вами отправляемся в путешествие и что я как
проводник буду указывать вам дорогу, а вы должны следовать за мной?
П. Помню.
Т. Ну так вот мы подошли к тому месту, откуда вы пойдете самостоятельно. Теперь вы сами
будете выбирать дорогу.
На следующей сессии пациентка сообщила об успешном выполнении задания: за два дня ей
удалось существенно поднять свое настроение. Она добилась этого, прибегнув к уже опробованным ею
стратегиям, а именно ведя социально активный образ жизни и оспаривая свои автоматические мысли.
Предоставление свободы в выборе средств способствовало укреплению уверенности пациентки в
собственных силах.
Активное участие пациента в проектировании домашних заданий нередко приводит к тому, что
пациент придумывает новые эффективные способы их выполнения. В этом случае полезно попросить
пациента конкретизировать идею и разработать план ее реализации. Например, одному пациенту
пришла идея озвучивать и записывать свои мысли на магнитофон. Терапевт поддержал эту затею и
даже
выдал пациенту чистую кассету. Изящной формой поддержки новых идей является просьба
расписать процедуру, дабы ею могли воспользоваться другие пациенты. Кроме того, терапевт может
модифицировать исходную идею пациента, с тем чтобы повысить ее терапевтическую ценность.
Пациент. Хотите, я расскажу, как мне пришло в голову откладывать свои негативные мысли до
семи вечера, чтобы не пережевывать их целый день? Я слышал об одном методе — называется
«Воскресная коробка». На протяжении недели человек записывает свои проблемы на отдельные
бумажки и кладет эти бумажки в коробку. В воскресенье он должен разорвать бумажки с теми
проблемами, которые уже не являются проблемой. Остальные опять кладутся в коробку и оставляются
до следующего воскресенья.
Терапевт. Каким образом вы могли использовать этот метод?
П. Да точно так же, наверное.
Т. У меня есть предложение в развитие этой идеи. Помните, мы говорили с вами о разнице
между псевдопроблемами и реальными проблемами?
П. Да. Реальные проблемы это то, что ты можешь изменить, или то, с чем можно научиться
жить. Псевдопроблемы имеют чисто умозрительный характер, как, например, моя идея о том, что я не
могу жить без моей девушки.
Т. Верно. Так вот, прежде чем опустить бумажку в коробку, напишите, настоящая это проблема
или псевдопроблема. В воскресенье, когда достанете бумажку, посмотрите, изменилось ли ваше мнение
Hosted by uCoz