Navigation bar
  Print document Start Previous page
 137 of 192 
Next page End  

о проблеме. И принесите мне те, которые сочтете настоящими.
В данном случае терапевт развил и модифицировал идею пациента, чтобы научить его отличать
реальные проблемы от умозрительных псевдопроблем.
Специальные домашние задания
Библиотерапия
Некоторые пациенты больше доверяют тому, что пишут в научной литературе, нежели словам
терапевта. Таким пациентам можно рекомендовать чтение специальных книг и статей, посвященных
проблеме депрессии. Библиотерапия являет собой простой и удобный способ закрепления материала,
охваченного во время сессии. Однако прежде, чем рекомендовать пациенту ту или иную книгу, нужно
выяснить, любит ли он читать и способен ли он разобраться в научной терминологии.
Использование аудиозаписей
Иногда в качестве домашнего задания пациенту может быть поручено прослушать аудиозапись
сессии. Этот прием особенно полезен в тех случаях, когда обсуждение охватывает широкий круг
проблем и терапевту важно, чтобы пациент усвоил весь материал. Некоторые пациенты, прослушивая
запись сессии, начинают критиковать себя. Самокритичные мысли должны быть записаны на бумагу и
представлены терапевту для обсуждения.
Можно попросить пациента во время прослушивания отмечать допущенные терапевтом ошибки.
Таким образом терапевт стимулирует пациента внимательно
отнестись к материалу и показывает ему,
что любой человек имеет право на ошибку.
Подготовка к возможным проблемным ситуациям
Когда депрессия побеждена, важно наметить, каким образом пациент сможет использовать
приобретенные умения в будущем. Для начала пациент записывает, какие события и ситуации обычно
вызывают у него тревогу или снижение настроения. Это может быть визит родителей, экзамены,
размолвка с другом, недовольство начальника и т. п. Или же он может составить перечень проблемных
ситуаций, которые могут возникнуть в его жизни в ближайшие месяцы (например, переход на новую
работу, женитьба, переезд в другой город). Пациент отмечает эти потенциально трудные дни в своем
ежедневнике, записывая там же, какие техники он должен использовать для решения проблем.
Проиллюстрируем сказанное на примере одной пациентки. Ухудшение настроения обычно
отмечалось у пациентки по субботам и воскресеньям, когда не нужно было идти на работу. Женщина
написала в своем ежедневнике памятку, напоминая себе запланировать какие-нибудь занятия на эти
дни. Работая редактором ежемесячного журнала, она испытывала тревогу всякий раз, когда приходило
время сдавать очередной номер. На эти дни пациентка сделала в ежедневнике такую запись:
«Просмотреть старые домашние задания. Проанализировать дисфункциональные мысли». Кроме того,
пациентка ждала приезда матери. Ее мать отличалась деспотичным нравом, и их отношения в прошлом
складывались не лучшим образом. За несколько недель до ожидаемого визита пациентка написала
напоминание себе: «Не позволяй ей командовать». Ежедневник всегда был при ней, и при
необходимости она обновляла записи.
Схема назначения домашних заданий
После первой сессии
1. Записать обычный распорядок дня (для определения исходного уровня активности).
2. Прочитать брошюру «Как победить депрессию».
3. Написать краткую автобиографию.
4. Прослушать аудиозапись первого интервью.
После второй сессии
1. Составить план дня и отметить, какие пункты были выполнены.
2. Подсчитать количество негативных автоматических мыслей за день.
После третьей сессии
Hosted by uCoz