Navigation bar
  Print document Start Previous page
 147 of 192 
Next page End  

Выявление и обсуждение этих необоснованных подозрений помогает продемонстрировать
пациенту на конкретных примерах его склонность к катастрофизации и дихотомичному,
абсолютистскому мышлению («все или ничего»). Даже испытывая искреннее сочувствие и
привязанность к пациенту, терапевт может обратиться к нему с таким предложением: «Для
иллюстрации — давайте предположим, что я совершенно равнодушен к вам, что вы мне стали
безразличны. Что это будет означать для вас?» Обычно подобное предположение вызывает поток самых
мрачных прогнозов: «Это будет ужасно... Я не вынесу, если вы отвернетесь от меня... Мне никогда не
станет лучше... Единственное, что поддерживает меня, это мысль о том, что вы хотите помочь мне. Я
покончу с собой, если стану вам безразличен». Такого рода заявления, сопровождаемые выражением
искреннего страдания, прямо указывают на наличие иррациональных убеждений.
Иногда негативные реакции пациента в адрес терапевта есть не что иное, как попытка отвлечься
от болезненных мыслей или «постыдных» желаний. Некоторые пациенты, например, пытаются таким
образом преодолеть свои эротические фантазии.
Чтобы не оказаться в щекотливом положении, имея дело с пациентом противоположного пола,
терапевт может носить обручальное кольцо или как бы невзначай намекнуть пациенту, что он связан
супружескими обязательствами. Если позитивный перенос все же имеет место, следует объяснить
пациенту, что такого рода чувства и реакции довольно часто возникают в терапии. Эти чувства могут
быть обращены во благо пациента, если исследовать причины их возникновения: что происходит в
жизни пациента? Не ощущает ли он вакуума в своих отношениях с людьми? Однако, побуждая
пациента к выражению чувств и исследуя их происхождение, не следует придавать им чрезмерно
большое значение.
4. Пациент говорит слишком много или постоянно отклоняется от темы.
Если пациент раньше проходил терапию у представителей других психотерапевтических
направлений, где он мог и даже должен был говорить один на протяжении всей сессии, терапевту
следует переориентировать пациента на правила, принятые в когнитивной терапии. Нужно с самого
начала объяснить пациенту, что в когнитивной терапии часть времени на сессии отдается терапевту, что
терапия — это диалог, а не монолог.
В тех случаях, когда пациент говорит не по существу или слишком многословен, терапевт
должен тактично прервать его и направить в нужное русло. Нужно
довести до сведения пациента, что
излишняя детализация и разговоры о посторонних вещах отнимают время, необходимое для
обсуждения важного материала.
Терапевт может сказать пациенту, что любой вопрос допускает сколь угодно долгое обсуждение,
но что продолжительность терапии ограничена. Время, отпущенное на сессию, следует использовать
рационально, соразмеряя продолжительность дискуссии с важностью вопроса.
Иногда терапевту приходится принимать более конкретные меры. Он может, например,
использовать таймер, чтобы ограничить монологи пациента. Можно договориться с пациентом, что в
случае отклонения от темы терапевт подаст ему какой-нибудь знак, например позвонит в колокольчик
или начнет постукивать ладонью по столу. Использование данного приема не только позволяет
удерживать цель терапии, но также учит пациента фокусировать мышление.
5. Пациент злоупотребляет «правом звонка».
В ходе терапии пациент имеет возможность звонить терапевту домой. Это дозволяется в
следующих случаях.
1. Терапевт просит пациента позвонить в случае кризиса. При лечении суицидальных пациентов
эта договоренность может спасти жизнь.
2. В начале терапии терапевт может попросить пациента позвонить после выполнения
домашнего задания. Это помогает мотивировать пациента.
3. Если пациент по каким-то причинам не может прийти на сессию, терапия может быть
проведена по телефону.
Когда пациент слишком часто звонит терапевту, можно предположить, что он таким образом
пытается ослабить свою тревогу. Если это так, терапевт должен научить пациента другим способам
контроля над тревогой. Если же пациент продолжает злоупотреблять правом звонка, следует объяснить
ему, что злоупотребление правом неизбежно приводит к тому, что человека лишают данного права.
6. Пациент постоянно опаздывает на сессию.
Мы придерживаемся того правила, что в случае опоздания пациента ему должно быть дозволено
воспользоваться остатком отведенного времени. Терапевту следует выяснить причины опоздания и,
воздерживаясь от упреков и обвинений, дать понять пациенту, что у них слишком много работы, чтобы
Hosted by uCoz