Navigation bar
  Print document Start Previous page
 162 of 192 
Next page End  

Джоан. Вот и моя мать тоже постоянно во все вмешивается, все время пытается учить меня, как
воспитывать дочь, будто она единственная на всем свете, кому пришлось вырастить дочь...
Т. Мы уже говорили об этом, Джоан. Я понимаю, это важно для вас, и подозреваю, что
поведение вашей матери в чем-то схоже с поведением брата Мэри Энн. Мэри Энн, вы пытались как-то
повлиять на брата, чтобы он не давал пустых обещаний матери?
М. Э. Ну я пробовала говорить с ним. Но знаете, мы никогда не ладили. Он выводит меня из
себя... Не думаю, что еще один наш разговор приведет к чему-то хорошему.
Дж. Я тоже так думала про свою мать, но теперь, когда я послушала тебя, я уже не уверена в
этом. У тебя с братом та же самая проблема, что у меня с матерью.
М. Э. Что ты имеешь в виду?
Дж. Что касается моей матери, я думаю, ее постоянное ворчание и придирки объясняются тем,
что она хочет почувствовать себя важной. Конечно, она ужасно надоедает нам, но она действительно
хочет помочь. Я обычно раздражалась, когда она вмешивалась в мои дела, но как-то раз, когда у меня
были трудности с Бекки, решила поговорить С ней — ну знаешь, просто чтобы как-то наладить
отношения...
М. Э. С матерью?
Дж. Да.
М. Э. Нам с братом никогда не удастся договориться.
Дж. Почему ты так думаешь?
М. Э. Я знаю. Мы воюем с детства.
Дж. Но нам, например, помог тот разговор, хотя я особенно не рассчитывала на это...
Т. Может, проведем ролевую игру? Мэри Энн, почему бы вам не сыграть роль своего брата, а вы,
Джоан, попробуйте поставить себя на место Мэри Энн. Хорошо?
М. Э. Мы должны сыграть стычку между мною и моим братом?
Т. Что угодно. Обычный разговор, который заканчивается ссорой. После этого Джоан
попытается повернуть беседу таким образом, чтобы наладить отношения с братом. Она будет
инициатором и лидером в дискуссии... Итак, давайте начнем.
Эта ролевая игра помогла обеим пациенткам усовершенствовать навыки межличностного
общения. Вмешательство Джоан было использовано терапевтом как удобная возможность побудить
пациентку поделиться с другой пациенткой своим опытом решения проблемы.
Использование членов группы в качестве «котерапевтов»
Терапевт. Итак, давайте определим сегодняшнюю повестку дня. Эд, хотите вынести что-нибудь
на обсуждение?
Эд. Да нет, пожалуй. У меня вроде все идет неплохо.
Т. Хорошо. Чуть позже мы посмотрим на результаты проведенного вами аутомониторинга. Что у
вас, Мерилин?
Мерилин. Я в пятницу устраиваю званый обед... Даже не представляю, как я справлюсь с этим.
Т. Это та вечеринка, о которой вы упоминали две недели назад?
М. Да. Раз в год мы собираемся с двоюродными сестрами у кого-нибудь дома. В этом году моя
очередь... Боюсь, мне не удастся провести все на должном уровне.
Кен. Почему, Мерилин?
М. Это сопряжено с массой хлопот, которые мне не по силам... Надо организовать стол, а мне
сейчас с трудом даются даже самые простые вещи. Мне трудно вставать по утрам, я с трудом
добираюсь на группу... Какой уж тут званый обед!
К. А что конкретно тебе надо сделать?
М. Да все... Надо убраться в доме, надо закупить продукты, надо приготовить обед, все... Т.
Похоже, вы растерялись от свалившихся на вас забот. Эд, если бы вы оказались на месте Мерилин, как
бы вы справились с этой проблемой?
Эд. M-м, не знаю...
Т. На прошлой неделе вы рассказывали, как вам удалось справиться с проблемой уборки
квартиры...
Эд. А-а, вы имеете в виду, что я разбил проблему на части?
Т. Да. Теперь вы, можно сказать, эксперт в этом вопросе. Вы знаете, как разделить грандиозное
дело на элементы. Что бы вы могли посоветовать Мерилин?
Hosted by uCoz