Navigation bar
  Print document Start Previous page
 163 of 192 
Next page End  

Эд. Она могла бы составить список того, что ей надо сделать. Лично мне это здорово помогло. Я
шел по списку и, сделав дело, вычеркивал его.
Т. «Список» в буквальном смысле слова?
Эд. Ну да. Я написал на бумажке, что мне надо сделать.
К. А я всегда стараюсь начать с самого простого. Так легче взяться за работу.
Т. Мерилин, у вас расстроенный вид. Что происходит?
М. Да просто голова идет кругом от забот. Я не справлюсь с этим.
Т. Отличный пример автоматической мысли, вы не находите? Почему бы нам не попробовать
сейчас составить список дел, которые вам надо сделать? И потом мы посмотрим, насколько полезными
были предложения Эда и Кена.
М. Но это слишком для меня.
Эд. Мне тоже так казалось. Я отлично понимаю, что ты чувствуешь сейчас. Но мне
действительно помогло то, что я разбил проблему на части.
Т. В любом случае, стоит попробовать. Это будет хорошей практикой и в смысле разбивки
сложных заданий на простые, и с точки зрения работы с негативными автоматическими мыслями, вроде
той, что была у вас сейчас. Кен, не согласитесь ли вы взять сейчас на себя функции секретаря? А вас,
Эд, я попрошу расспросить Мерилин и выяснить, какие конкретно дела ей надо сделать.
В данном случае терапевт заметил, что Кен откликнулся на проблему Мерилин в
терапевтической манере. Он вовлек в дискуссию Эда, и в результате Кен и Эд стали активно работать с
Мерилин в качестве «терапевтов». Любопытным побочным продуктом такой работы является то, что,
выступая в роли терапевта и помогая другому решать проблемы, пациент становится более уверенным в
себе.
Эмпирические исследования эффективности групповой когнитивной терапии
Насколько эффективна групповая когнитивная терапия? По крайней мере пять исследований
поднимают этот вопрос, хотя только в одном (Rush, Watkins, 1978) прямо сравниваются групповой и
индивидуальный форматы. Можно выделить как минимум три критерия для оценки эффективности
терапии: смягчение исходной симптоматики, предотвращение рецидивов и количество случаев
преждевременного завершения терапии.
Мы имеем уже достаточно данных, свидетельствующих о том, что групповая когнитивная
терапия приводит к устранению или значительному смягчению исходной симптоматики. Во всех пяти
исследованиях независимо от контингента испытуемых — будь то добровольцы с психометрически
диагностированной депрессией (Gioe, 1975), студенты, получающие амбулаторное лечение от
депрессии (Shaw, 1977), или депрессивные взрослые пациенты (Morris, 1975; Rush, Watkins, 1978; Shaw,
Hollon, 1978), — после курса групповой когнитивной терапии у пациентов отмечено значительное
снижение показателей по шкале BDI.
В исследовании Шо когнитивная терапия сопоставлялась с чисто поведенческой терапией,
описанной Левинсоном и коллегами (Lewinson, 1974, 1975). Результаты исследования показывают, что
когнитивная терапия по эффективности превосходит и чисто поведенческие процедуры, и
недирективные формы терапии. Аналогичный результат был получен Пэдфилдом (Padfield, 1976),
который сравнивал группы левинсоновского типа с клиент-центрированным подходом к лечению
депрессии. Все эти данные делают несостоятельными попытки объяснить позитивные эффекты
групповой когнитивной терапии общими (неспецифическими) факторами или структурированностью
поведенческих процедур.
Шо и Холлон (1978) лечили две группы депрессивных пациентов: первую — в закрытом, вторую
— в открытом групповом формате. Общий результат обеих групп был сопоставлен с результатами
пациентов, прошедших либо курс индивидуальной когнитивной терапии, либо курс лечения
имипрамином, подкрепленный краткими поддерживающими контактами с психотерапевтом (Rush,
Watkins, 1977). Авторы обнаружили, что групповая когнитивная терапия по результатам превосходит
фармакотерапию, но уступает индивидуальной когнитивной терапии, хотя ни то ни другое различие не
было значимым. Принимая за свидетельство полной ремиссии показатель по шкале BDI не более 9
баллов, скажем, что ремиссия отмечена у 7 из 12 «групповых» пациентов (58%), у 15 из 18
«индивидуальных» пациентов (83%) и только у 5 из 17 пациентов (29%), получавших медикаментозное
лечение. Трое из пятнадцати человек, назначенных на групповую терапию, прервали курс лечения, то
есть показатель выбывания для групповой терапии составил 20% в сравнении с 32% для
Hosted by uCoz