Navigation bar
  Print document Start Previous page
 17 of 192 
Next page End  

главе 17 («Когнитивная терапия и медикаментозное лечение депрессии»). Прежде чем решить, какой
тип лечения применить в отношении пациента, клиницисту нужно убедиться в том, что он досконально
знает этот материал. В противном случае он может с ужасом обнаружить, что лечит пациента-
циклотимика исключительно психологическими средствами, тогда как ему показан литий. Клиницист
должен уметь распознать аффективные расстройства и психотическую депрессию, чтобы своевременно
назначить пациенту антидепрессанты. Кроме того, он должен знать, как и в какой момент лечение
антидепрессантами может быть скомбинировано с когнитивной терапией.
Неопытные врачи зачастую фиксируют свое внимание на какой-то одной грани депрессии,
игнорируя все остальные аффективные, мотивационные, когнитивные и поведенческие компоненты.
Нам известно несколько случаев, когда терапевт, ослепленный теорией, гордо сообщал об улучшениях в
какой-то сфере, например об улучшении настроения, укреплении межличностных отношений или
возросшей активности пациента, а тот через несколько дней совершал самоубийство!
2. Поскольку депрессия осложняется возможностью летального исхода (суицида), клиницист
должен обладать специальными умениями, которые позволят ему распознать суицидальные мысли и
намерения пациента и оценить степень суицидального риска. Даже легкие формы депрессии могут
привести пациента к самоубийству. Совершение попытки к самоубийству в ходе психотерапии —
довольно распространенное явление. От клинициста требуется бдительность, чтобы при малейших
признаках возросшего суицидального риска он мог принять все необходимые меры к его устранению,
например предупредить близких пациента, рекомендовать госпитализацию, назначить особый режим
госпитализации и т. п.
Полезные советы по оценке суицидального риска приведены в монографии The Prediction of the
Suicide (Beck, Reznik, Lettieri, 1974), а также в статье, представляющей нашу «Шкалу суицидальных
мыслей» (Beck, Kovacs, Weissman, в прессе). Способы быстрого психологического вмешательства для
изоляции и реверсии чувства безнадежности обсуждаются в главе 10.
3. Когнитивный терапевт должен быть прежде всего хорошим психотерапевтом. Он должен
уметь установить с пациентом теплые человеческие отношения, предполагающие заботу, принятие и
симпатию. Сколь бы подкован ни был терапевт в техническом отношении, он никогда не достигнет
хороших результатов, если он обделен этими важнейшими человеческими качествами.
Мы обнаружили, что когнитивной терапией могут успешно заниматься терапевты разных школ и
направлений. Представители психодинамического направления обычно демонстрируют хорошие
навыки эмпатии; они внимательны к внутреннему миру пациента и умело работают с реакциями
переноса. С другой стороны, поведенческие терапевты, как правило, сильны в применении конкретных
терапевтических техник и приемов.
4. Сам по себе факт прочтения данной монографии не гарантирует успеха даже самому
знающему, самому сердечному, самому сопереживающему терапевту. Чтобы успешно заниматься
когнитивной терапией депрессий, терапевту необходимо:
а) иметь ясное понимание когнитивной модели депрессии, как она представлена в монографии
Depression: Causes and Treatment (главы 15, 17, 18) и в 5-й главе монографии Cognitive Therapy and the
Emotional Disorders (Beck, 1976);
б) усвоить излагаемую в последней монографии (главы 2-4, 9, 10, 12) концептуальную модель
когнитивной терапии и понять возможности ее применения в лечении депрессий (глава 11);
в) пройти обучение в специальном центре когнитивной терапии. Обучение должно включать
лечение депрессивных пациентов под наблюдением куратора (супервизора). Необходимость
интенсивной подготовки, включающей продолжительный период супервизии, подтверждается
результатами исследования, недавно проведенного в Центре когнитивной терапии. Мы обнаружили, что
после ускоренного трехмесячного курса, предполагающего лечение двоих-троих депрессивных
пациентов, только менее 25% обучаемых (группа состояла из психиатров и психологов) достигли
должного уровня компетентности. 25% учеников продолжали еженедельно встречаться с кураторами
для обсуждения своих пациентов; к концу года большинство из них были признаны достаточно
подготовленными для проведения когнитивной терапии депрессий (см. «Лист для оценки
компетентности когнитивного терапевта» в Приложении). Но вообще говоря, терапевту требуется от
шести месяцев до двух лет, чтобы выйти на должный уровень компетентности;
г) принимать участие в практических семинарах, мастерских и конференциях, использовать
рекомендуемые ими видео- и печатные материалы.
Ограничения когнитивной терапии
Hosted by uCoz