Navigation bar
  Print document Start Previous page
 42 of 192 
Next page End  

Особенно неохотно депрессивные пациенты говорят о своих реакциях на терапевта. При этом
пациенты могут руководствоваться соображениями типа: «Если я буду высказывать недовольство, он
будет испытывать ко мне неприязнь или вообще откажется лечить меня». Поэтому на первых порах
терапевт берет инициативу в свои руки и всячески побуждает пациента к откровенному выражению
чувств и мыслей. Постепенно пациент усваивает эту модель взаимоотношений и уже без
дополнительных расспросов сообщает терапевту о своем отношении к нему. В общем и целом, в
реакциях пациента на терапевта прослеживаются те же искажения, недопонимания и ошибочные
интерпретации, которые обусловливают его реакцию на окружающих.
Ниже приведены наиболее типичные когнитивные реакции пациентов на терапевта.
1. «Вы не любите меня».
2. «Я худший из ваших пациентов».
3. «Вы не в состоянии помочь мне».
4. «Вы хотите избавиться от меня».
5. «Вы не хотите слушать о моих проблемах».
6. «Вы хотите упрятать меня в больницу, лечить электрошоком и т. п.».
7. «Я вам надоел».
8. «Вы не понимаете меня».
9. «Вы думаете не обо мне, а том, чтобы опробовать на мне ваши приемы».
10. «Вы так ведете себя, будто лучше меня знаете, что я чувствую».
11. «Вы постоянно навязываете мне свое мнение».
В начале сессии полезно поинтересоваться мнением пациента о прошлой сессии и последнем
домашнем задании, а в конце встречи — выяснить, что думает и чувствует пациент в связи с
проведенной сессией. Терапевт может обратиться к пациенту с такими вопросами: «Что вы думали и
чувствовали, выполняя домашнее задание?», «Какие мысли посещали вас после нашей последней
встречи?», «Изменилось ли ваше самочувствие за время этой сессии, и если да, то в какую сторону?»
Терапевт должен внимательно следить за невербальными реакциями пациента. Неожиданно
изменившееся выражение лица, навернувшиеся на глаза слезы, изменения голоса — эти и другие
реакции могут служить сигналом к тому, чтобы тактично спросить у пациента, о чем он думает в
данный момент. Если в ходе терапевтической сессии у пациента выявляются негативные
автоматические мысли, терапевт должен осторожно поинтересоваться, что послужило их причиной.
Если при этом обнаруживаются специфические когнитивные ошибки (например, произвольные
предположения, неоправданные обобщения и т. п.), они могут стать предметом обсуждения. Однако не
следует спешить разубеждать или поправлять пациента. Гораздо более терапевтичный подход — это
побудить пациента вспомнить, каким образом он пришел к своим заключениям.
Иногда пациенты весьма резко комментируют антитерапевтичное поведение терапевта. Пациент
может, например, заявить: «Мне кажется, вы слишком много говорите и не даете мне возможности
высказаться». К подобным замечаниям нужно относиться конструктивно: терапевт должен честно
признать свою ошибку и предложить способы ее исправления. В данном случае он может, например,
сказать: «Да, мне приходилось слышать об этом и от других пациентов. Давайте сделаем так. В
следующий раз, когда вам покажется, что я слишком много говорю, пожалуйста, не постесняйтесь
прервать меня или подайте мне какой-нибудь сигнал, например махните рукой». Такого рода
соглашения не только укрепляют рабочие взаимоотношения, но и побуждают пациента активно
отстаивать свои права, что в свою очередь служит эффективным противоядием депрессии.
Суммируйте услышанное и побуждайте к этому пациента
Мы обнаружили, что такой прием, как суммирование, может быть чрезвычайно полезным
подспорьем при проведении терапевтических интервью. При умелом и систематическом использовании
он помогает терапевту и пациенту «настроиться на одну волну» и нацеливает пациента на анализ и
обсуждение конкретных проблем.
В ходе первого интервью, после того как пациент расскажет о своих проблемах и симптомах,
терапевт подытоживает услышанное. Он перечисляет основные темы, которые ему удалось проследить
в рассказе пациента, не забывая при этом поинтересоваться, правильно ли он отразил услышанное. В
ходе последующих интервью терапевт может периодически перефразировать высказывания пациента,
предваряя свои слова различными вводными оборотами, например: «Из ваших слов я понял, что...» или:
«Итак, вы утверждаете...». Если терапевт не уверен в том, что он правильно понял пациента, он
Hosted by uCoz