Navigation bar
  Print document Start Previous page
 43 of 192 
Next page End  

спрашивает: «Прав ли я, предполагая, что...». Но в любом случае терапевт должен дождаться ответной
реакции пациента.
Терапевту необходимо также проверять, правильно ли пациент понимает его объяснения и
предположения. Для этого терапевт периодически предлагает пациенту пересказать своими словами то,
что он только что услышал. И очень часто оказывается, что версия пациента существенно отличается от
того, что говорилось терапевтом!
Стандартная схема интервью предполагает как минимум три момента суммирования: 1) в начале
интервью, когда определяется повестка дня, терапевт перечисляет, какие основные вопросы подлежат
обсуждению; 2) в середине интервью терапевт подводит промежуточные итоги; 3) в конце сессии
терапевт суммирует, о чем говорили и к каким выводам они пришли с пациентом, — или он может
попросить об этом пациента.
По нашим наблюдениям, пациенты в целом одобрительно относятся к использованию данного
приема. Многие из них отмечали, что такого рода процедуры способствуют сближению с терапевтом.
Задействуйте родственников и друзей пациента
Основываясь на собственном терапевтическом опыте, мы считаем, что терапевтический эффект
от интервью может быть усилен путем привлечения к терапии кого-нибудь из родственников
(например, супруга) или друзей пациента. Если не существует очевидных противопоказаний, эти
«значимые другие» должны быть опрошены сразу же по завершении первой встречи с пациентом. Такое
интервью позволяет получить дополнительную информацию о симптомах болезни, уровне
функционирования пациента, определить степень суицидального риска и т. п. Разъяснив родственнику
или другу пациента смысл терапевтических процедур и домашних заданий, терапевт может поручить
им следить за соблюдением терапевтического режима. Кроме того, задействуя близких пациента и
заручившись их поддержкой, терапевт тем самым нейтрализует возможность антитерапевтичных форм
поведения с их стороны, к каковым относятся чрезмерная опека, контрпродуктивные предложения,
ворчание и т. п. И наконец, такое интервью позволяет обнаружить проблемы в отношениях пациента с
близкими людьми, которые могут быть одним из факторов депрессии. В данном случае терапевт может
прийти к выводу о необходимости «семейной терапии».
В отдельных случаях, например при работе с подростками и престарелыми, можно использовать
специально подготовленных помощников, которые будут не только следить за выполнением домашних
заданий, но и помогать пациенту идентифицировать негативные мысли и бороться с ними.
Используйте аудио- и видеосредства
Усилить эффект терапевтического интервью можно также с помощью различных технических
средств. Зачастую пациенту бывает полезно послушать аудиозапись только что состоявшегося
интервью. Многие пациенты отмечают, что просмотр видеозаписи сессии позволяет воочию убедиться
в дезадаптивности собственного поведения.
Мы в нашей работе используем также специальные аудио- и видеоматериалы, иллюстрирующие
применение различных терапевтических техник, например технику распознавания «автоматических
мыслей» и противостояния им.
Глава 5. Первое интервью
Как начать интервью
Как показывает наш опыт, терапия начинается с самого первого контакта пациента с терапевтом
— не важно, общаются они по телефону или в кабинете терапевта. Как говорилось в главах 2 и 3,
терапевт старается установить теплые, неформальные отношения с пациентом, но не пытается при этом
отрицать очевидные различия в их статусах; он помнит, что пациент видит в нем специалиста и ждет
помощи. Формирование рабочих отношений с пациентом, сбор необходимой информации и
применение конкретных техник когнитивной терапии — все эти задачи могут быть достаточно
непринужденно решены терапевтом уже в ходе первого интервью.
Многие терапевты предпочитают начинать интервью с вопроса: «Что вы чувствуете сейчас, сидя
Hosted by uCoz