Navigation bar
  Print document Start Previous page
 46 of 192 
Next page End  

слоняюсь целый день, не в силах заставить себя сесть за бумаги...
Обратите внимание — терапевт не удовлетворяется первым ответом пациента и не спешит задать
следующий вопрос. Только получив достаточно информации, он переходит к очередному вопросу.
Терапевт. Что это за работа?
Пациент. Доклад по археологии... Я аспирант.
Т. Что еще беспокоит вас?
П. У меня портится настроение всякий раз, когда мне нужно позвонить девушке и договориться
о свидании... Это такая проблема для меня.
Т. Вы когда-нибудь были женаты?
П. Нет, но я жил с девушкой... Мы разошлись три месяца назад.
Т. Ваша депрессия как-то связана с этим разрывом?
П. Думаю, да. Меня это так расстроило, что я даже вернулся жить к родителям... Хотя я терпеть
не могу жить с ними.
Как видите, терапевту удалось разузнать не только о симптомах болезни, но также о
стрессогенных факторах, уровне образования и домашней ситуации пациента. Заметьте также, что,
выждав паузу после ответа пациента, терапевт сумел получить дополнительную информация.
Предостережение. Использование пауз требует взвешенного подхода. Слишком долгие паузы
могут быть ошибочно истолкованы пациентом как признак недовольства терапевта.
Оценка психического статуса
От терапевта требуется умение оценить текущий психический статус пациента. Кроме того, он
должен быть способен быстро определить, имеются ли у пациента суицидальные наклонности. О
последних может свидетельствовать, в частности, выражаемое пациентом чувство безысходности.
Терапевт должен учитывать также возможность «органических» проблем, таких как нарушения
мозговой деятельности, физические заболевания, маскирующиеся под депрессию, умственная
недостаточность и т. п. Поскольку депрессивная симптоматика иногда переплетается с другими
симптомами, а также в силу того, что депрессия может быть лишь одним из проявлений более
серьезных заболеваний, например шизофрении, терапевту необходимы прочные навыки
психиатрической диагностики и знание основных соматических болезней.
Примечание. Уже в ходе первого интервью можно сделать выводы о том, насколько пациент
способен к интроспекции, способен ли он объективно оценить свои идеи и жизненную ситуацию, может
ли он концентрироваться на предмете и т. д. Кроме того, первое интервью позволяет оценить
способность пациента к раппорту, его чувство юмора и мотивацию. Поэтому не стоит превращать
первое интервью в «тест на устойчивость к стрессам»; задача терапевта — высветить и мобилизовать
сильные стороны пациента («силу Эго»), чтобы сформулировать адекватный план терапии.
Центральная жалоба как симптом-мишень
Обычно депрессивный пациент сообщает о наиболее беспокоящих его проблемах, не связывая их
с депрессией. Между тем эти проблемы, или центральные жалобы пациента, могут быть свидетельством
того, что он переживает депрессию. Ниже приведены наиболее типичные жалобы депрессивных
пациентов.
1. «У меня разрушается мозг. Поэтому я хочу умереть». На самом деле проблема заключалась в
том, что пациент испытывал трудности с концентрацией внимания — симптом, ошибочно
истолкованный им как проявление мозговых нарушений.
2. «Я хочу развестись с мужем». Основная проблема пациентки была связана с ее склонностью
оценивать людей и свои отношения с людьми исключительно в черно-белых тонах. Она видела в своем
муже только недостатки, да и те сильно преувеличивались ею. Другим компонентом депрессии было то,
что она утратила былые привязанность и любовь ко всем своим близким, причем особое значение она
придавала утрате чувств по отношению к мужу, считая, что навсегда разлюбила его. На самом деле в
здоровом состоянии она чувствовала себя вполне счастливой и была удовлетворена отношениями с
супругом.
3. «У меня нет чувств». Мы уже указывали, что депрессивные пациенты часто жалуются на
утрату позитивных чувств — любви, радости, удовольствия, чувства юмора и т. д. Описывая свое
состояние, некоторые пациенты говорят, что ощущают себя «зомби» или «недочеловеком». Недостаток
Hosted by uCoz