Navigation bar
  Print document Start Previous page
 48 of 192 
Next page End  

привязанности к близким, тревога.
2. Мотивационные:
желание убежать от жизни (обычно с помощью суицида); бегство от
«проблем» и повседневных дел.
3. Когнитивные:
трудности с концентрацией внимания, нарушения памяти, когнитивные
искажения, связанные с неправильной обработкой информации.
4. Поведенческие:
вытекают из вышеупомянутых симптомов и включают пассивность (человек
может целыми днями находиться в постели или в кресле), отчуждение от людей, заторможенность,
ажитацию.
5. Физиологические или вегетативные:
нарушения сна (увеличение или сокращение
продолжительности сна); нарушения аппетита (недоедание или переедание).
Терапевт (с помощью пациента) определяет, какие конкретно симптомы должны стать мишенью
терапевтического вмешательства. При этом он руководствуется следующими вопросами.
1. Какие симптомы причиняют наибольшие страдания пациенту?
2. Какие из наблюдаемых симптомов являются наиболее «податливыми»?
Конкретные техники терапевтического вмешательства подробно обсуждаются в последующих
пяти главах. Пока же скажем только, что эти техники можно разделить на две группы: а)
преимущественно поведенческие, когда воздействие на поведение пациента, а именно вовлечение
пациента в какую-либо деятельность, приводит к облегчению его страданий и смягчению других, не
поведенческих, симптомов; б) преимущественно когнитивные, когда терапевтические усилия
направляются на изменение мышления пациента.
При мягких формах депрессии фокус внимания может быть перемещен на решение тех внешних
проблем, которые провоцируют развитие депрессии или усугубляют ее течение. Это могут быть
проблемы и трудности, с которыми пациент сталкивается дома, в школе или на работе. Нередко эти
проблемы бывают вызваны утратой, например разрывом отношений с близким человеком,
невозможностью добиться желаемой цели или заниматься любимым делом. Терапевт помогает
пациенту пересмотреть его отношение к тем или иным вещам, обсуждает с ним возможные пути
преодоления трудной ситуации и способы противостояния стрессам. При этом терапевт должен
помнить о том, что ситуационные проблемы и депрессия могут оказывать друг на друга усугубляющее
воздействие. Задача терапевта — внести коррективы в эту реципрокную связь, чтобы смягчить и
внешние стрессы, и депрессивную симптоматику.
Обратная связь с пациентом
В предыдущей главе мы уже говорили о механизме обратной связи и его значении для
терапевтического сотрудничества. Под обратной связью мы подразумеваем не только то, что терапевт
наблюдает за эмоциональными реакциями пациента, но также заявления пациента, свидетельствующие
о его отношении к терапевту и терапии.
Система реципрокной обратной связи, кода терапевт и пациент обмениваются впечатлениями,
позволяет обоим удостовериться в том, что они правильно понимают друг друга, что особенно важно в
первом интервью. Этот обмен впечатлениями может протекать следующим образом.
1. Терапевт подытоживает изложенное пациентом и очерчивает основные проблемы.
«Итак, суммируя ваш рассказ, я могу выделить три основные проблемы, которые беспокоят вас.
Прежде всего вы встревожены тем, что у вашего сына возникли проблемы в школе. Жалобы учителей
так расстроили вас, что вы оказались не в состоянии понять, чем вызвано плохое поведение сына, и
каким-то образом помочь ему. Вторая проблема связана с вашим мужем. Он стал часто задерживаться с
работы, и вы предполагаете, что он завел интрижку на стороне. Вы не обсуждаете с ним эту тему,
потому что боитесь, что он подтвердит ваши предположения. Кроме того, вас беспокоит, что он
раздражается, когда вы просите его вернуться домой пораньше... Я прав?.. Хорошо... И наконец, третья
проблема заключается в том, что вы перестали следить за собой и теперь испытываете отвращение к
себе. Вы сильно поправились и не можете, что называется, взять себя в руки... Скажите, я правильно
перечислил ваши проблемы?»
Пациент может внести поправки или дополнить резюме терапевта. Обычно пациенту бывает
приятно, когда терапевт точно резюмирует его слова. Во-первых, это дает ему ощущение, что он понят,
а во-вторых, он видит, что ситуация, казавшаяся ему запутанной и безвыходной, может быть разбита на
ряд частных проблем, которые вполне поддаются решению.
2. Чтобы убедиться, что пациент воспринимает предложенные ему концептуализации, нужно
Hosted by uCoz