Navigation bar
  Print document Start Previous page
 51 of 192 
Next page End  

Пациентку удивляло, почему муж «не чувствует», как сильно он и дети раздражают ее. Она
полагала, что эта «бесчувственность» свидетельствует о его безразличии к ней («и я не виню его за
это»), и на основании этого пришла к выводу о неизбежности развода. Терапевт указал пациентке на ее
селективную невнимательность к фактам (в частности, к факту приглашения в кино), опровергающим
сделанные ею заключения. Эта реплика как будто произвела некоторое впечатление на пациентку.
Домашнее задание
- Продолжить заполнение дневника, оценивая при этом, насколько успешно удалось справиться с
теми или иными делами и/или насколько приятными были эти дела.
- Составить список проблем, которые могли вызвать или усугубить депрессию.
Сессия 3 (BDI = 38)
План
- Просмотреть записи пациентки.
- Продолжить выявление мыслей, связанных с негативными эмоциями.
Судя по записям в дневнике, утренние часы пациентка посвящала работе по дому, а после
полудня либо смотрела мыльные оперы, либо плакала. Она ругала себя, повторяя, что от нее «нет
никакого проку», что она не делает «ничего полезного». Пациентка пожаловалась, что дети не
слушаются ее. По ее словам, ей стоило огромных трудов поднять утром старшего сына с постели. Было
очевидно, что последняя проблема вызвана нежеланием пациентки передать сыну хотя бы часть
ответственности за собственное поведение. После обсуждения с терапевтом пациентка согласилась, что
ей следует отказаться от привычки будить сына по утрам. Было решено, что она скажет сыну о
введении «нового правила»,
о том, что отныне каждый в их семье будет сам решать, во сколько ему
вставать.
В числе других проблем значились недостаток психологической близости с мужем и
неспособность закончить начатое дело. Поскольку, судя по записям в дневнике, пациентка оставалась
достаточно деятельной в течение дня, что свидетельствовало о вполне приемлемом уровне мотивации,
терапевтические усилия были направлены на изменение когнитивных паттернов.
Домашнее задание
- Пациентке было поручено записать содержание мыслей, возникающих у нее в периоды печали,
тревоги, гнева и «апатии».
Сессия 4 (BDI = 31)
План
- Обсудить с пациенткой, какие мысли ведут к негативному аффекту.
За три дня пациентка описала 12 неприятных ситуаций, когда она испытывала тоску, гнев или
чувство вины. В большинстве случаев речь шла о ее стычках с детьми, после которых у нее возникали
мысли о том, что она «никудышная» мать. Она наказывала детей за любую шалость, пытаясь таким
образом предотвратить критику со стороны мужа, родственников и знакомых, но, с другой стороны, она
тратила массу времени и сил на то, чтобы удовлетворить их запросы и требования.
Ее мысли вращались вокруг того, что ей «нужно» сделать по дому. Она старалась быть
деятельной, желая порадовать мужа, хотя и считала, что «не заслуживает» его доброго отношения.
Терапевт сумел пошатнуть самокритичную установку пациентки. Он сказал, что вместо того,
чтобы обвинять себя в некомпетентности, ей следует разнообразить свой арсенал воспитательных мер.
Пациентка встретила это предложение скептично, однако после обсуждения выказала некоторую
заинтересованность.
Домашнее задание
- Продолжать записывать мысли, стараясь при этом корректировать негативные интерпретации
событий. Избегать уничижительных ярлыков, таких как «никудышная мать» или «эгоистка», поскольку
они не проясняют, а напротив, маскируют проблему.
- Оценить по 10-балльной шкале, насколько ей самой,
без оглядки на ожидания терапевта или
мужа, хочется делать ту или иную работу по дому.
Сессия 5 (BDI = 36)
План
- Обсудить с пациенткой содержание ее мыслей и выявить повторяющиеся или общие темы.
Все мысли пациентки вращались вокруг того, что она не выполняет свои «супружеские
Hosted by uCoz