Navigation bar
  Print document Start Previous page
 61 of 192 
Next page End  

мастерства после успешно выполненного задания бывает связана с негативной интерпретацией
события. Например, один из наших пациентов отметил, что он не получил никакого удовольствия от
чтения газет, тогда как в прошлом это было его любимым занятием. На вопрос терапевта, о чем он
думал, читая газеты, пациент ответил: «Мне вспомнилось, как я потерял работу. Когда читаешь эти
статьи, кажется, что мир идет к краху». Точно так же пациент оценил степень своего мастерства. Он
считал, что не справился с заданием (мытье машины), так как «не сумел добиться идеальной белизны и
не смог заставить себя пропылесосить салон». Концентрируясь на несделанном, пациент упустил из
виду то, что ему удалось сделать. Терапевт объяснил пациенту, что мышление по принципу «все или
ничего» мешает ему объективно оценить свои способности и достижения.
Наряду с тем что у пациента появляется возможность понять, какие занятия доставляют ему
удовольствие, и заменить неприятные обязанности более приятными делами, техника планирования дня
в сочетании с оценкой мастерства и удовольствия позволяет терапевту выявить и скорректировать
когнитивные искажения пациента. Продемонстрируем это на конкретном примере.
Вот выдержка из ежедневника 38-летнего пациента, администратора, проходившего курс
когнитивной терапии в связи с депрессией.
Суббота
М
У
8.00-9.00
Проснулся, оделся, позавтракал
1
1
9.00-12.00
Клеил обои на кухне
0
0
12.00-13.00
Ленч
0
0
13.00-15.00
Смотрел телевизор
0
0
Судя по оценкам, подъем и завтрак доставили пациенту некоторое удовольствие, а все остальные
занятия не принесли ни удовлетворения, ни удовольствия. Между тем пациент, несмотря на депрессию,
сделал ремонт на кухне. Что помешало ему должным образом оценить это свое достижение?
Терапевт. Почему вы не оценили как успешный опыт оклейку кухни обоями?
Пациент. Потому что я плохо поклеил. Во многих местах цветочки не состыковываются.
Т. Но вы довели дело до конца?
П. Да.
Т. Это ваша кухня?
П. Нет. Я помогал соседу.
Т. То есть большую часть работы сделал сосед? (Терапевт в данном случае пытается выяснить,
какие еще причины заставили пациента обесценить свое достижение.)
П. Нет. На самом деле клеил я, а он был на подхвате. Ему никогда не приходилось клеить обои.
Т. Понятно. Что еще было не так? Может, вы пролили клейстер, или попортили обои, или
оставили после себя беспорядок?
П. Да нет. Единственная беда, что не всегда удавалось состыковать узор.
Т. Итак, вы не считаете это достижением только потому, что работа выполнена не идеально?
П. Ну... да.
[Заметьте, что пациент исходит из иррационального убеждения, которое звучит примерно так:
«Если у меня не получается достигнуть совершенства во всех начинаниях — значит я неумеха и
неудачник». Однако терапевт не спешит корректировать заблуждения пациента — эта задача будет
поставлена позже, когда состояние пациента улучшится. Сейчас же терапевт ставит своей целью внести
коррективы в восприятие пациента.]
Т. И насколько большими получились расхождения в узоре?
П. (показывает пальцами расстояние, примерно равное 0,5 см). Примерно такие.
Т. Расхождения получились на всех стыках?
П. Нет... только на двух или трех.
Т. Из скольких?
П. Всего было порядка двадцати-двадцати пяти полос.
Т. Кто-нибудь еще заметил эти нестыковки?
П. Нет. Сосед, например, считает, что все получилось отлично.
Т. А ваша жена? Она видела вашу работу?
П. Да. Ей понравилось.
Т. Скажите, эти изъяны заметны, если отступить от стены на несколько шагов и посмотреть на
нее в целом?
Hosted by uCoz