Navigation bar
  Print document Start Previous page
 63 of 192 
Next page End  

Пациентка прочла первое предложение и продолжала чтение, пока не дошла до конца абзаца.
Терапевт велел ей читать дальше, но уже не вслух, а про себя. Рассказ настолько увлек пациентку, что
она не заметила, как перевернула страницу. Терапевт сказал, что должен ненадолго отлучиться, и
попросил женщину продолжать чтение. Примерно через час ему позвонил психиатр и сказал: «Я только
что видел пациентку, которую вы почему-то считаете депрессивной». Вернувшись в палату, терапевт
обнаружил, что настроение у пациентки действительно улучшилось. Пациентке было поручено
ежедневно читать по одному рассказу. К концу недели пациентка прочла весь сборник и взялась за
роман, а на десятый день госпитализации ее состояние было признано удовлетворительным и пациентка
вернулась домой.
Депрессивный пациент, как правило, считает, что он не способен выполнить данное ему задание
или что он вообще не в состоянии что-либо делать. Поэтому терапевт должен разбить задание на части
и для начала предложить пациенту то, с чем он наверняка справится. После того как пациент успешно
выполнит несколько элементарных заданий во время терапевтической сессии, он получает «домашние
задания», каждый раз все более сложные, например от варки яиц до приготовления обеда.
Очень важно соразмерить степень сложности задания с реальными возможностями пациента, ибо
любая неудача будет истолкована пациентом как доказательство его неполноценности. Именно поэтому
мы рекомендуем терапевтам сначала опробовать технику во время сессии и только затем давать
пациенту домашние задания. Терапевт может предложить пациенту попробовать выполнить то или иное
задание не ради конечного результата, а для того, чтобы выяснить, сколько на самом деле он способен
сделать: «Даже если вы не преуспеете в этом начинании, мы получим важную информацию о вашем
состоянии». В таком контексте даже «провалы» имеют позитивное значение, ибо служат источником
информации при разработке последующих проектов.
Другая типичная ошибка при использовании техники градуированных заданий связана с тем, что
терапевты подчас забывают выяснить, как сам пациент оценивает свои результаты. Депрессивные
пациенты, даже вполне успешно справляясь с порученными заданиями, склонны умалять или
обесценивать свои достижения. Пациент, например, может думать: «Раньше я бы потратил на это вдвое
меньше времени, чем сейчас» или «Что с того, что я сделал это? Депрессия-то все равно не прошла».
Терапевт должен «вытянуть» из пациента все эти оговорки и отрицания и опровергнуть их.
Первое возражение может быть опровергнуто следующим образом: «Перед нами стояла задача
проверить, сможете вы сделать это или нет. Вы утверждали, что не сможете. Но вы смогли, вы сделали
это. То, что вы работали с меньшей производительностью, чем прежде, — это совершенно другая
проблема». В ответ на второе возражение терапевт может дать пациенту такие разъяснения: «Мы и не
рассчитывали на мгновенное ослабление депрессии, мы даже не ставили себе такой задачи. Мы
предприняли это начинание, чтобы проверить, правы ли вы, полагая, что не справитесь с заданием. Как
вам кажется теперь — вы были правы?.. Это задание — только первый шаг к победе над депрессией.
Болезнь не пройдет, пока мы не выполним всю последовательность шагов. Однако ваше самочувствие и
настроение будут зависеть от того, сохраняете ли вы оптимизм и насколько объективно оцениваете свои
достижения».
Когнитивная репетиция
Одна из проблем, возникающих при лечении депрессивных пациентов, связана с тем, что в
депрессии человек подчас не способен выполнить даже самые обыденные, привычные действия,
которые он прежде выполнял не задумываясь, почти автоматически. Целый ряд психологических
факторов, таких как рассеянность, неспособность сконцентрироваться и т. п., может ограничивать
поведенческий репертуар депрессивного пациента. Так например, человек отправляется на кухню,
чтобы попить воды, и забывает, зачем он туда пришел. Подобные эпизоды, повторяясь снова и снова,
рождают у человека страх: он начинает думать, что у него болезнь мозга, угрожающая слабоумием.
«Когнитивная репетиция» — это не что иное, как мысленное воспроизведение пациентом всей
последовательности шагов, необходимых для успешного выполнения конкретного задания. Эта
процедура служит эффективным противоядием рассеянности, ибо заставляет пациента сосредоточиться
на задании.
Техника используется также для выявления потенциальных «преград» (когнитивных,
поведенческих, средовых), которые могут возникнуть при выполнении тех или иных действий.
Центральная задача терапевта — выявить эти проблемы и предложить способы их решения, дабы
предотвратить нежелательное чувство провала. Показательно, что одно лишь мысленное выполнение
Hosted by uCoz