Navigation bar
  Print document Start Previous page
 65 of 192 
Next page End  

пытаюсь успокоить ее, говорю: «Ничего страшного. Каждый может ошибиться».
Терапевт. Как вы думаете, возможно ли, что кассир увидела то же, что видите сейчас вы, ну
за исключением того, что она не утешала вас?
П. Было бы странно, если б она стала утешать меня. Нет, она не была такой уж чуткой... Это я
знаю, каково быть бестолочью, так что могу поставить себя на место другого.
Т. Почему вы думаете, что кассир не отнеслась с пониманием к вашей оплошности? Она что-то
сказала вам? Или выглядела недовольной?
П. Нет, она терпеливо ждала, когда я отсчитаю деньги. Даже улыбнулась мне, но от этого я
почувствовала себя круглой дурой.
Т. Ну что ж, насколько я понимаю, мы не имеем достаточных данных, чтобы с уверенностью
судить о ее реакции. Поэтому давайте лучше обсудим сейчас вашу склонность воспринимать себя как
«дуру», когда вы совершаете ошибки. А затем мы порепетируем, какую линию поведения вы могли бы
избрать, если бы кассир действительно была настроена критически.
Ролевые игры могут использоваться и для того, чтобы вызвать у пациента «аутосимпатию». В
этом случае терапевт и пациент просто меняются ролями. Обычно депрессивные пациенты относятся к
себе требовательнее и критичнее, чем к другим, оказавшимся в той же ситуации.
Существенным аспектом когнитивной терапии является оценка представлений, мешающих
ассертивному поведению. Робкое, неуверенное поведение, характерное для депрессивных пациентов,
зачастую объясняется не столько недостатком поведенческих навыков, сколько наличием негативных
предубеждений.
Пациент X., 29-летний мужчина, решил продолжить учебу в университете после десятилетнего
перерыва, во время которого работал на заводе. На одной из сессий он пожаловался терапевту на
поведение своего 20-летнего сокурсника, с которым делил рабочее место в лаборатории. Молодой
студент никогда не мыл за собой пробирки и колбы и постоянно оставлял после себя неубранным стол.
Пациент вполне отчетливо представлял, как можно обсудить эту проблему с товарищем, однако все
время откладывал разговор. Терапевт попытался выяснить, какие мысли мешали пациенту проявить
необходимую настойчивость.
Пациент. Понимаете, я знаю, что сказать и как сказать, но всякий раз меня останавливает мысль
«Он может подумать, что я придираюсь».
Терапевт. И какой вывод он может сделать?
П. Наверное, будет считать меня косным, консервативным типом.
Т. А вы действительно «косный, консервативный тип»?
П. Да нет. Знаете что? Я просто боюсь, что он начнет строить мне козни и у меня будут еще
большие неприятности.
Ясно, что пациент откладывал разговор из желания избежать «неприятностей». Недостаток
ассертивности привел к тому, что пациент, неуверенный в правильности своего решения о возвращении
в университет, стал испытывать еще большие сомнения на этот счет. После того как терапевт помог
пациенту взвесить все «за» и «против», тот решил поговорить с товарищем и без труда справился с этой
задачей.
Общие рекомендации по применению поведенческих техник
При использовании поведенческих техник важно объяснить пациенту, с какой целью ему дается
то или иное задание. Сложность работы с депрессивными пациентами заключается, в частности, в том,
что они искажают назначение заданий post facto. Терапевт обязан создать условия для того, чтобы
пациент интерпретировал результаты выполнения задания в рамках исходной цели. Иными словами,
исходная цель должна быть ясна с самого начала.
Объясняя пациенту суть задания и оценивая результаты, старайтесь избегать генерализованных
заявлений, дабы у пациента не возникло иллюзии, что выполнение одного-единственного задания ведет
к полному и окончательному выздоровлению. В данном случае достаточно подчеркнуть, что пациент
«движется в правильном направлении». Конечно, позитивные ожидания — необходимая составляющая
успеха, но важно предупредить пациента о недопустимости абсолютистской оценки («все или ничего»)
результатов задания.
Разработка и внедрение поведенческих проектов могут протекать при участии «значимых
других» (супруга, родственников, друзей пациента). Эти люди не только оказывают моральную
поддержку пациенту, но и могут выступать как важное звено в системе обратной связи.
Hosted by uCoz