Navigation bar
  Print document Start Previous page
 66 of 192 
Next page End  

Некоторые пациенты после успешного выполнения одного задания резко повышают свою
активность. Хотя такой результат является в целом желательным, он чреват неблагоприятными
последствиями: пациент может переоценить свои силы и потерпеть поражение при выполнении более
сложных заданий. В подобных случаях полезно напомнить пациенту, что никто не требует от него
грандиозных достижений, что первоначальными целями терапии являются проверка его негативных
идей и постепенное наращивание активности.
Как отмечалось ранее, большая часть поведенческих техник применяется уже в ходе первых
терапевтических сессий для ослабления таких симптомов, как пассивность, отсутствие удовлетворения
и неспособность к выражению эмоций. Эти симптомы обнаруживаются практически у всех
депрессивных пациентов, однако поведенческие техники особенно показаны в случаях тяжелой
депрессии. Глубоко депрессивному пациенту трудно сконцентрироваться на абстрактных
концептуализациях, диапазон его внимания ограничен и может охватить только ясно очерченные,
конкретные задания. Данные исследований в этой области показывают, что успешный опыт
выполнения конкретных поведенческих заданий скорее, чем что-либо другое, помогает разорвать
порочный круг деморализации, пассивности и самоуничижения.
Домашние задания также должны быть соразмерены с уровнем понимания пациента. Вообще
говоря, мы не рекомендуем давать пациенту домашние задания на начальных стадиях терапии, пока
аналогичная форма задания не отработана на сессии. Однако не всегда возможно следовать этому
правилу, поскольку многие задания могут быть выполнены только в естественной среде (дома, на
работе и т. п.). Преодолеть эту проблему помогают когнитивные репетиции и телефонные
консультации. Можно договориться, что пациент позвонит терапевту, если у него возникнут сложности
с выполнением задания. Такая практика позволяет пациенту идентифицировать и решать проблемы «на
месте», в реальной ситуации и побуждает его к выполнению задания.
Переход от поведенческих к «чисто» когнитивным методам возможен только тогда, когда
пациент уяснит важность поведенческих изменений и в полной мере овладеет поведенческими
техниками. При повторном возникновении поведенческих симптомов и проблем пациенту может
потребоваться «повторительный курс» поведенческой терапии.
Суммируя вышеизложенное, скажем, что поведенческие техники полезны ровно в той мере, в
какой они помогают повысить уровень функционирования пациента, нейтрализовать его навязчивые
мысли и дисфункциональные установки и позволяют ему испытать чувство удовлетворения.
Изменения, происходящие в поведении пациента, способны пошатнуть его негативную Я-концепцию, а
пересмотр Я-концепции ведет, в свою очередь, к повышению мотивации и улучшению настроения.
Глава 8. Когнитивные техники
Обоснование
Как указывалось ранее, применение когнитивных методов требует от терапевта осторожности и
точной оценки состояния пациента. Депрессивный пациент может быть настолько погружен в
негативные размышления, что дальнейшая интроспекция только усилит его персеверативные
тенденции. Работа с когнитивными компонентами депрессии должна начинаться только после того, как
пациент будет вовлечен в конструктивную, целенаправленную деятельность. Разумеется, если терапевт
считает, что пациент изначально готов к исследованию своих мыслей, чувств и желаний,
интроспективные техники могут быть применены уже на первых сессиях. Раннее применение
когнитивных стратегий показано также при работе с суицидальными пациентами. Однако в
подавляющем большинстве случаев оказывается необходимым сочетание поведенческих и когнитивных
методов.
Когнитивные техники открывают доступ в когнитивную организацию пациента. Терапевт задает
пациенту вопросы, с тем чтобы выявить алогичные умозаключения и определить, на основании каких
принципов пациент структурирует реальность. Поскольку терапевт исходит из собственной теории, он
должен формулировать вопросы так, чтобы «не вложить в уста» пациента свои собственные идеи и
понятия. Следует избегать наводящих вопросов, а также учитывать степень внушаемости пациента и
присущее некоторым пациентам желание угадать «правильный» ответ.
Применяя когнитивные техники, терапевт должен работать в рамках когнитивной теории
депрессии. Как говорилось в главе 1, редукционистский взгляд на когнитивную терапию как на жестко
Hosted by uCoz