Navigation bar
  Print document Start Previous page
 67 of 192 
Next page End  

заданную серию стандартных шагов, вроде набора па в вальсе или танго, в корне ошибочен.
Когнитивная терапия — это стройная система процедур, направленных на исследование и
модификацию «личной парадигмы» пациента. Для того чтобы терапевт смог проникнуть во внутренний
мир пациента и понять используемые им способы структурирования реальности, он должен собрать
адекватную информацию, то есть выявить идиосинкразические паттерны мышления и восприятия
пациента.
В ходе совместного исследования внутренней жизни и последовательного выявления
идиосинкразических способов конструирования реальности пациент нередко переосмысливает значение
различных событий. Таким образом жизнь приобретает для него «новый смысл». Пациент
обнаруживает, что мешает ему достичь желаемых целей, и вырабатывает способы преодоления или
обхождения этих препятствий.
Подготовка пациента к когнитивной терапии
Терапевт сначала исследует, как пациент определяет и решает свои психологические проблемы.
Чтобы скорректировать дисфункциональные или искаженные представления, ассоциированные с
проблемными зонами, терапевт вкратце рассказывает пациенту о когнитивной модели депрессии. Он
объясняет, каким образом представления человека о самом себе, своем будущем и окружающем мире
(когнитивная триада) влияют на его чувства, мотивацию и поведение. Терапевт подчеркивает, что
плохое самочувствие является результатом негативного образа мыслей. Однако терапевт должен быть
осторожен в своих высказываниях. Не следует, например, называть мышление пациента
«иррациональным». Депрессивные пациенты совершенно искренне полагают, что видят вещи в их
«истинном свете». Терапевт должен показать пациенту, что его депрессия в значительной степени
детерминирована его мыслями и представлениями и что последние могут быть «не совсем точными».
Так, например, можно продемонстрировать пациенту тот факт, что из всех возможных интерпретаций
события он систематически выбирает наиболее негативные.
Немаловажно выяснить ожидания пациента в отношении терапии. Проиллюстрируем это
положение конкретным примером. Одному из нас пришлось иметь дело с пациенткой, которую ранее
трижды безуспешно лечили различными антидепрессантами. Пациентке сказали, что ее депрессия
возникла в результате биохимических нарушений, и она была твердо убеждена в том, что ее случай
безнадежный. Очевидно, что этой конкретной пациентке требовалась информация о «разговорной»
терапии — ее теоретических основах, отличиях от фармакотерапии и степени эффективности.
Пациента, который связывает свою депрессию с пережитыми в детстве травмами и полагает
необходимым вспомнить, заново «прожить» и проанализировать события, имевшие место в его детстве,
тоже необходимо переориентировать на когнитивную терапию. В этом случае полезно обсудить с
пациентом возможность изменения мышления и поведения человека без анализа опыта
предшествующего научения.
Проиллюстрируем эту мысль такой аналогией. Представьте человека, речь которого изобилует
грамматическими ошибками и жаргонными словечками. Чтобы научить его правильно изъясняться,
незачем анализировать его прошлый опыт обучения. Ясно, что этому человеку необходимо пройти
дополнительное обучение, которое включало бы исправление грамматических ошибок и расширение
словарного запаса.
Ожидания пациента могут быть выявлены попутно с разъяснением ему концептуальной модели
когнитивной терапии при помощи специальных брошюр («Как победить депрессию», «Когнитивная
терапия и эмоциональные расстройства»). Терапевт просит пациента подчеркнуть те положения,
которые, по его мнению, имеют отношение к его случаю.
Нижеприведенная запись беседы показывает, как терапевт и пациент могут исследовать
субъективное значение событий. У пациентки, 26-летней аспирантки, была рецидивирующая депрессия,
и последнее обострение длилось четыре месяца.
Пациентка. Я согласна с вашим описанием, но я не могу согласиться с тем, что моя депрессия
есть результат моего мышления.
Терапевт. А как вы сами считаете?
П. Я впадаю в депрессию, когда у меня что-то не получается. Например, когда заваливаю тест.
Т. Почему несдача теста так угнетает вас?
П. Если я провалю тест, я не поступлю па юридический факультет.
Т. Я понимаю, несдача теста много значит для вас. Но не кажется ли вам, что если бы это
Hosted by uCoz