Navigation bar
  Print document Start Previous page
 74 of 192 
Next page End  

занимался Джек», «Я всегда боялась оставаться одна — а вдруг что-нибудь случится?»
Возможно, так оно и было в прошлом, но в настоящий момент перед пациенткой стояла
проблема приобретения конкретных умений, которые позволили бы ей вести самостоятельную жизнь.
Как выяснилось, у пациентки был диплом об окончании колледжа; женщина призналась, что в глубине
души ей не нравилось всецело зависеть от мужа. В дальнейшем обнаружилось, что пациентка способна
найти выход из затруднительной ситуации. Так например, она разузнала о программах кредитования
населения и стала подумывать о том, чтобы поискать место секретаря. После совместной проработки
этих возможностей терапевт вернулся к обсуждению исходного мнения пациентки о том, что она «не
выживет» без мужа. К этому времени настроение пациентки заметно улучшилось, и она решила
попытаться реализовать одну из возможностей, дабы поправить свое финансовое положение. Ей
удалось получить ссуду в банке; успех этого начинания воодушевил пациентку и опроверг ее
первоначальную убежденность в собственной некомпетентности.
Надо отметить, что «поиск решений» нередко вызывает существенные сдвиги в настроении
пациента. Эта перемена настроения объясняется внезапным осознанием того, что ситуация не так уж
безнадежна, как представлялось раньше. Однако задача терапевта не ограничивается рассмотрением
альтернативных подходов к проблеме. Он должен также помочь пациенту объективно
проанализировать его прежние умозаключения (например: «У меня никогда ничего не получается»).
Сколь бы маловероятными ни казались подобные умозаключения, депрессивному пациенту они
представляются весьма правдоподобными и он, как правило, находит множество «убедительных»
свидетельств собственной некомпетентности и неумелости. Пациент не может в одночасье отказаться
от своего убеждения, ему требуется время на то, чтобы интегрировать новую точку зрения («У меня
есть определенные знания, но мне предстоит приобрести некоторые практические навыки»). Поиск
альтернативных подходов является важным моментом в терапии суицидальных пациентов (см. главу
10).
Осмысляя альтернативные объяснения, пациент преодолевает свои предубеждения и научается
формированию более точных суждений. Изменение мышления приводит к позитивным сдвигам в
настроении и поведении пациента. Проиллюстрируем это положение конкретным примером.
Пациентка, 22-летняя студентка колледжа, была убеждена, что преподаватель по английскому
языку считает ее «неспособной». Чтобы подтвердить этот свой вывод, она показала терапевту копию
написанного ею очерка. Работа заслужила отметку «С» и сопровождалась двумя страницами
критических замечаний, повергших девушку в отчаяние. Она видела в этом доказательство своей
«неспособности» и была готова бросить колледж.
В ходе обсуждения выяснилось, что пациентка писала очерк, уже пребывая в состоянии
депрессии, и потому логично было предположить, что результаты ее трудов не отражают ее истинных
способностей. Даже сама пациентка, вспоминая свою работу над очерком, удивлялась тому, что ей
вообще удалось написать его. Ясно, что в контексте этой информации низкая оценка и критические
замечания профессора выглядели несколько иначе. Однако первоочередной задачей терапевта было
помочь пациентке исследовать ее мнение о собственной «неспособности».
Терапевт попросил девушку привести все возможные объяснения, а затем проранжировать их по
степени «правдоподобности». Составленный пациенткой перечень объяснений выглядел так.
1. «Я не способна к языкам» — 90%.
2. «Профессор с предубеждением относится к девушкам» — 5%.
3. «Моя оценка не сильно отличается от оценок других студентов» — 3%.
4. «Профессор высказал свои замечания, желая помочь мне. Значит, он не считает меня
безнадежной» — 2%.
Терапевт сумел уговорить девушку, чтобы она прямо из его кабинета позвонила профессору
(«Или сейчас — или никогда») и выяснила, как он оценивает ее перспективы. В результате
состоявшегося разговора выяснилось, что 1) средняя оценка по группе не превысила уровня «С» и что,
2) несмотря на претензии к стилю, профессору понравилось содержание очерка. Профессор предложил
студентке встретиться, чтобы подробно обсудить его замечания. После этого телефонного разговора
девушка выглядела оживленной и воодушевленной. Прежнее отчаяние по поводу собственной
«неспособности» сменилось желанием и готовностью работать над совершенствованием своего стиля, а
мысли о том, чтобы бросить колледж, уступили место решению взять несколько частных уроков.
Этот случай наглядно показывает, как негативная интерпретация событий может повлиять на
эмоциональное состояние и поведение человека. Не сам по себе факт получения низкой оценки, а
интерпретация этого события привела пациентку в отчаяние. Девушка не только пришла в уныние, но и
Hosted by uCoz