Navigation bar
  Print document Start Previous page
 8 of 192 
Next page End  

Поведенческое задание не поможет решить эту когнитивную проблему.
Без соблюдения этих принципов невозможна последовательная терапия. Терапевт по мере
приобретения опыта может использовать «дерево решений» при проведении терапевтических
интервью. Вместо того чтобы выбирать стратегии наугад, так сказать, тыча пальцем в небо, он выбирает
технику, наиболее адекватную конкретному симптому или конкретной проблеме.
Как правило, курс когнитивной терапии состоит из 15-25 сессий, с недельными интервалами
между ними. С пациентами со средней и тяжелой степенью депрессии интервью обычно проводятся
дважды в неделю на протяжении минимум 4-5 недель и затем раз в неделю в течение 10-15 недель.
Последние встречи пациента с терапевтом в рамках регулярного курса терапии обычно проводятся раз в
две недели, после чего мы рекомендуем пациенту «бустерную терапию». [Бустер (англ.
booster)
вспомогательное устройство для увеличения силы тяги и скорости действия основного механизма. —
Примеч. пер.] Эти дополнительные встречи могут проводиться на регулярной основе или по
усмотрению пациента. По нашим наблюдениям, среднестатистический пациент приходит к терапевту 3-
4 раза за год по завершении официального курса терапии.
Новые черты когнитивной терапии
Что нового несет в себе этот вид психотерапии? Когнитивная терапия отличается от
общепринятых форм психотерапии в двух важных аспектах: структурой интервью и типами проблем,
которые находятся в фокусе ее внимания.
«Сотрудничество плюс эмпиризм». Особенность когнитивной терапии, отличающая ее от более
традиционных видов психотерапии, таких как психоанализ и клиент-центрированная терапия,
заключается в активной позиции терапевта и его постоянном стремлении к сотрудничеству с
пациентом. Терапевт строит лечение так, чтобы побудить пациента к участию и сотрудничеству.
Депрессивный пациент приходит к терапевту растерянным, рассеянным и погруженным в свои мысли,
и потому терапевт должен сначала помочь ему организовать мышление и поведение — без этого
невозможно научить пациента справляться с требованиями повседневной жизни. В силу
наличествующих на данной стадии симптомов пациент нередко уклоняется от сотрудничества, и
терапевту приходится проявлять находчивость и изобретательность, чтобы побудить пациента к
активному участию в различных терапевтических операциях. Мы обнаружили, что классические
психоаналитические техники и приемы, например техника свободных ассоциаций, предполагающая
минимум активности со стороны терапевта, неприменимы при работе с депрессивными пациентами, так
как пациент еще больше погружается в трясину своих негативных мыслей и идей.
В отличие от психоаналитической терапии содержание когнитивной терапии определяется
проблемами «здесь и сейчас». Мы не придаем большого значения детским воспоминаниям пациента,
если только они не помогают прояснить текущие наблюдения. Главное для нас — исследовать, что
думает и что чувствует пациент во время сессии и в перерывах между сессиями. Мы не занимаемся
интерпретацией бессознательного. Когнитивный терапевт, активно взаимодействуя и сотрудничая с
пациентом, исследует его психологические переживания, намечает план действий для пациента и дает
ему домашние задания.
От поведенческой когнитивную терапию отличает большее внимание к внутреннему
(психическому) опыту, мыслям, чувствам, желаниям, фантазиям и установкам пациента. В целом
стратегия когнитивной терапии, отличающая ее от всех иных терапевтических школ и направлений,
заключается в эмпирическом исследовании «машинальных» мыслей, выводов и предположений
пациента. Формулируя дисфункциональные убеждения и представления пациента о самом себе,
собственном опыте и собственном будущем в виде гипотез, мы затем предлагаем пациенту с помощью
определенных процедур проверить достоверность этих гипотез. Практически любой внутренний опыт
может стать отправной точкой эксперимента по проверке негативных представлений или убеждений
пациента. К примеру, если пациент считает, что окружающие отворачиваются от него с отвращением,
мы помогаем ему выработать систему критериев для оценки человеческих реакций и затем побуждаем
объективно оценить жесты и мимику людей. Если пациент убежден в своей неспособности выполнить
простейшие гигиенические процедуры, терапевт может привлечь его к составлению специальной
формы, в которой пациент в последующем будет отмечать, насколько хорошо или плохо он выполняет
эти процедуры.
Когнитивные модели: историческая перспектива
Hosted by uCoz