Navigation bar
  Print document Start Previous page
 85 of 192 
Next page End  

решение и начал действовать в соответствии с ним.
Некоторые пациенты хотят получить гарантию того, что принятое решение окажется
правильным. Терапевт должен объяснить пациенту, что абсолютные гарантии здесь невозможны.
Человеку не дано предусмотреть все благоприятные и неблагоприятные последствия того или иного
решения. Однако это не освобождает терапевта и пациента от необходимости анализа имеющихся
альтернатив. В ходе анализа нередко обнаруживается, что ни одно из возможных решений нельзя
отмести как «плохое» — просто потому, что речь идет о разных возможностях, за которыми стоят
разные последствия. Терапевт должен также проверить, не воспринимает ли пациент необходимость
принятия решения как «безвыигрышную» ситуацию. Например, один из наших пациентов не мог
решить, в какой из двух колледжей ему поступить, ибо в каждом решении он усматривал одни только
минусы, не замечая плюсов.
Проиллюстрируем работу с безотлагательными решениями следующим примером. Пациентка в
течение двух или трех недель терзалась сомнениями, будучи не в силах выбрать, в какую из двух
одинаково привлекательных аспирантур отправить документы. В одном колледже предлагали хорошую
стипендию, другой считался более престижным. Кроме того, девушка боялась, что родители сочтут ее
эгоисткой, если она не посчитается с их мнением, а с другой стороны, ей казалось неправильным идти
на поводу у родителей. Таким образом она превратила изначально беспроигрышную ситуацию в
безвыигрышную.
Пациентка как будто бы остановилась на более престижном колледже, однако в тот день, когда
нужно было принять окончательное решение, ее охватила страшная паника. Терапевт объяснил ей
следующие моменты.
1. Сам по себе акт принятия решения в данном случае важнее, чем содержание решения.
2. Она не в силах сделать выбор потому, что ищет абсолютную гарантию «правильности»
выбора.
3. Никто не может дать ей таких гарантий. Никто не может быть до конца уверенным в
правильности того или иного решения. Человеку не дано предугадать будущее. Каким бы ни был ее
выбор, он повлечет за собой непредусмотренные последствия (как положительные, так и
отрицательные).
4. Незачем стремиться к абсолютной уверенности. Она должна принять решение и затем
работать на это решение.
5. Какое бы решение она ни приняла, она должна быть готова к тому, что какое-то время будет
жалеть о нем. Не следует бояться этого чувства, а нужно преодолевать его, используя различные
когнитивные приемы.
После этого терапевт вытащил монету и предложил бросить жребий. Терапевт сам подбросил
монету и, быстро накрыв ее ладонью, спросил девушку, на что она надеется. Девушка призналась, что
ей хочется, чтобы выпал колледж А. Терапевт тут же убрал монету в карман и сказал: «Вы приняли
решение». В этот же день девушка позвонила в колледж и подтвердила свое согласие. Как видим,
терапевт структурировал ситуацию таким образом, чтобы не оставить пациентке времени на раздумья и
вынудить ее принять решение. Такая стратегия повышает вероятность того, что пациент примет
решение исходя из своих желаний, а не страхов.
Кроме того, использование данной техники показало пациентке, как одним махом разорвать
опутавшую ее паутину сомнений.
Нерешительность депрессивного пациента бывает часто обусловлена чувством вины. Один
пациент, например, никак не мог решиться на покупку новой машины, так как боялся обделить семью,
хотя машина была нужна ему для дела. Поэтому для преодоления нерешительности подчас требуется
работа с чувством вины.
Преувеличивание проблем
Когнитивная триада складывается из негативных представлений человека о мире, собственной
персоне и своем будущем. О негативном восприятии будущего («безысходности») мы поговорим в
следующей главе. Два других аспекта триады будут рассмотрены в следующих разделах данной главы.
Стратегия работы с этим симптомом заключается в том, чтобы побудить пациента обозначить
каждую проблему и затем выработать способы ее решения. По сути пациент переформулирует свое
видение ситуации: ситуация, казавшаяся безвыходной, разбивается на конкретные задачи, которые
подлежат решению. Можно объяснить пациенту, что никто не в состоянии делать несколько дел
Hosted by uCoz