Navigation bar
  Print document Start Previous page
 87 of 192 
Next page End  

вызывает мгновенное ухудшение самочувствия. Пациенту говорится, что всякий раз, когда он чувствует
дисфорию, он должен «отмотать назад» свои мысли и вычленить самообвинительные.
Следующим шагом является выработка у пациента объективного отношения к своим мыслям.
Этот момент является решающим, поскольку пациент обычно твердо верит в обоснованность своей
самокритики. Терапевт может пошатнуть это убеждение, задав такой вопрос: «Предположим, я
совершил те же самые ошибки, какие вы замечаете за собой. Будете ли вы презирать меня за них?»
Обычно пациент признает, что ошибки другого вызывают у него гораздо более снисходительное
отношение, и таким образом начинает осознавать чрезмерность своей самокритики. В случаях мягкой и
умеренной депрессии бывает достаточно разъяснить пациенту разрушительный характер самокритики.
Это может быть сделано, например, так:
«Как, по-вашему, будет чувствовать себя человек, если некто встанет у него за спиной и будет
постоянно оценивать и критиковать его действия?.. А ведь именно такую позицию, сами того не желая,
заняли вы по отношению к себе... В конечном итоге вы не только ухудшаете свое самочувствие, но и не
даете себе возможности спокойно заниматься делами.»
Ролевая игра. Процесс осознания разрушительного характера самокритики может быть ускорен с
помощью ролевой игры. Терапевт исполняет роль слабого, беспомощного, ни к чему не способного
человека, намеренно выпячивая все негативные представления пациента о собственной персоне.
Пациенту отводится роль сурового критика, который ругает своего визави за любую оплошность или
ошибку. Другой вариант игры — когда пациент и терапевт меняются ролями. В этом случае перед
пациентом ставится задача помочь человеку, склонному к самоуничижению.
Нижеприведенная запись беседы иллюстрирует применение ролевой игры. Пациентка, 27-летняя
домохозяйка, после трех терапевтических сессий продолжала критиковать себя за «тупость» и
«глупость».
Пациентка. Теперь, когда я знаю, что человек может контролировать свои мысли, я чувствую
себя настоящей тупицей. Мне не удается справиться с депрессией.
Терапевт. Вам еще многому предстоит научиться, прежде чем вы сможете управлять своим
состоянием. До терапии вы ничего не знали о способах контроля над мышлением, и поэтому не стоит
критиковать себя за то, что у вас развилась депрессия.
П. Но я, должно быть, действительно слишком глупа, что не смогла додуматься до этого сама.
Т. Не кажется ли вам, что вы слишком часто ругаете себя за «глупость»?
П. Но это на самом деле так. Я никогда не отличалась сообразительностью. В школе, например, я
была последней в классе по математике.
Т. Возможно, я бы понял вас, если бы вы ругали себя за неуспеваемость по математике, хотя и
тут самокритика — не лучший помощник. Но ведь вы критикуете себя всякий раз, когда беретесь за
что-то новое. Хотите, я покажу, как самокритика мешает вам?
П. Покажите.
Т. Давайте разыграем сценку. Я знаю, что вы хорошо плаваете. Поэтому представьте себя в роли
инструктора по плаванию. Я буду учеником, и вам нужно научить меня плавать. Итак, давайте, учите
меня.
П. Хорошо. Самое важное научиться расслабляться в воде.
Т. Ну я слишком глуп, чтобы научиться этому. В школе я был отстающим учеником.
П. Это не страшно. Вам нужно только попробовать, а я буду инструктировать вас.
Т. Я буду выглядеть глупо в воде.
П. Но вы должны войти в воду, если хотите научиться плавать.
Т. Я обязательно сделаю что-нибудь не так и опозорю вас. Со мной так всегда.
П. Ну знаете! Вы разочаровываете меня!
Т. Почему? Вы думаете, я не смогу научиться плавать? Вы считаете меня тупицей?
П. Нет, это вы считаете себя тупицей. А я даже ни разу не видела вас в воде. (Смеется.)
Другая стратегия работы с самокритикой — это обучение пациента рациональным ответам на
свои негативные мысли. Перед пациентом ставится следующая задача: всякий раз, когда он начинает
мысленно осуждать или ругать себя за что-то, он должен проверить, на каких фактах основаны его
выводы о собственной «плохости», и найти более рациональное объяснение фактам. Здесь помогает
техника регистрации дисфункциональных мыслей, описанная в главе 8. Следующий случай из практики
позволяет проиллюстрировать применение данной техники.
Депрессивная пациентка считала себя плохой женой и матерью. Это базовое убеждение
проявлялось в том, как она оценивала качество выполнения ею домашних обязанностей. Всякий раз,
Hosted by uCoz