Navigation bar
  Print document Start Previous page
 138 of 172 
Next page End  

Чтобы не пришлось обращаться к методике С. Грофа, следует очень внимательно относиться к
формированию личности ребенка, особенно в первые пять лет его жизни, когда в основном
формируется структура личности, закладываются основы характера, отношение к себе и к миру.
Именно в семье ребенок впервые обнаруживает, любят ли его, принимают ли таким, какой он
есть, сопутствуют ли ему успех или неудача. Как отношения в семье могут влиять на формирование
самооценки ребенка?
Вот наиболее распространенные ситуации:
1. В семье, где родители требуют от ребенка беспрекословного послушания, ставят его в
зависимое, подчиненное положение, у малыша быстро формируется крайне низкая самооценка.
Родителям хочется, чтобы ребенок умел подстраиваться, не спорил со взрослыми и не
конфликтовал со сверстниками, был полностью зависим от старших в повседневной жизни. Здесь в ходу
выражения: «Это нельзя!», «Ты еще слишком мал!», «Не перебивай!», «Делай, что тебе говорят» и т. д.
Такие родители вполне искренне считают, что их ребенок плох абсолютно во всем. Их наказания не
содержат даже намека на желание принять ребенка, помочь ему, убедить его. Ребенок становится
неуравновешенным, он не доверяет окружающим, ему явно не хватает ощущения, что его любят.
В школе такой ребенок в большинстве случаев терпит неудачу как в учебе, так и в отношениях со
сверстниками. А повзрослев, он скорее всего станет несамостоятельным и неконтактным человеком.
2. Дети со средней самооценкой обычно живут в семьях, где родители занимают
покровительственную, снисходительную позицию. И хотя родители достаточно терпимы, но
самостоятельные действия детей вызывают у них тревогу. Они ценят своих детей не очень высоко и
считают их неспособными к каким-то достижениям и успехам.
Дети таких родителей обычно очень зависимы от того, что думают по их поводу другие люди.
Хорошо, если в школе им повезет с учителями и одноклассниками. Тогда есть вероятность, что успехи в
учебе или лидерство среди сверстников помогут повысить самооценку, придадут уверенности в своих
силах.
3. В семьях, где царят добрые, теплые отношения, где четко определены авторитеты и все члены
семьи равноправны, у детей формируется высокая положительная самооценка.
Обычно матери удовлетворены отношениями детей с отцом. Один из родителей чаще всего
принимает решения, посоветовавшись со всей семьей.
Ребенок видит, что родителям сопутствует успех, и тоже привыкает настойчиво решать
встающие перед ним в повседневной жизни задачи, так как чувствует уверенность в своих силах и
поддержку со стороны близких. К школе такие дети обычно готовы, трудности в учебе их не пугают, они
открыты и дружелюбны, а значит, им опять-таки сопутствует успех и в делах, и во взаимоотношениях.
Естественно, что во взрослой жизни они тоже будут привычно ставить себе цели и добиваться
их. Неудачи не выбивают их из колеи — напротив, дают возможность проверить свои силы и
поработать над собой.
Конечно, эти три типа семейных отношений обозначены достаточно схематично. И все же
многие наверняка смогут отнести себя к какой-либо из этих групп.
Папа с сыном очень сообразительные? Тест
Это несложный тест, заняться которым можно вместе с ребенком, чтобы оценить ваше умение
абстрактно мыслить и определить, насколько легко вы делаете логические обобщения. А способность
логически мыслить необходима в любом возрасте и во всех жизненных ситуациях.
Перед вами 14 рядов слов. Каждый из них включает по пять слов, четыре из которых можно
объединить по общему признаку, а одно этим требованиям не соответствует. Найдите его (например, в
ряду слов: «Василий, Федор, Семен, Петр, Иванов» первые четыре — имена, а последнее — фамилия,
поэтому исключать надо слово «Иванов»).
1. Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.
2. Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.
3. Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.
Hosted by uCoz