Navigation bar
  Print document Start Previous page
 4 of 172 
Next page End  

обстоятельствам, владели ремеслами, вели общественный образ жизни, были умными и
осмотрительными, добросовестными и словоохотливыми. К этому можно добавить, что они были еще и
любознательными.
Именно в силу этих качеств у первобытного человека возникало все больше и больше вопросов о
мире, в котором он жил. Он пытался понять причины смены дня и ночи, времен года, появления снега
и огня, туч, приносящих дождь, молнии и грома. Он также искал ответы на вопросы, касающиеся его
самого: о переживаниях, которые ему приходится испытывать, о видениях, посещающих его во сне, о
том, что с ним будет после смерти. Несомненно, во всем этом следует искать корни религиозных правил
и ритуалов, которые он создавал, чтобы защитить себя от неизвестного. Здесь же нужно искать корни
философии — «матери всех наук», которая гораздо позднее породит физику, химию, биологию,
астрономию... и, наконец, психологию.
Наши далекие предки вначале пытались объяснить духовную деятельность тем, что в теле
человека заключено
другое существо, занятое расшифровкой того, что видят его глаза, слышат уши и
ощущает кожа.
Эту «душу», или «тень», наделяли способностью выходить на волю, пока человек спит, и жить
собственной жизнью в его снах. Во сне охотник убивал желанную добычу, воин становился храбрым,
влюбленный овладевал предметом своего вожделения и т. п. Полагали, что в момент смерти душа
покидает тело навсегда, вылетая через рот.
Древние цивилизации придумали себе божества; им казалось, что Солнце, Луна и звезды
наделены таинственной силой, которая дает им возможность перемещаться, а поэтому их следует
считать бессмертными созданиями и люди должны их почитать.
Те мысли или поступки человека, которые древние не могли понять, они приписывали действию
таинственных и могущественных сил, обитающих — в зависимости от данной культуры — на Олимпе,
на небе или в аду.
Таким образом, жизнь и смерть, любовь и ненависть, отвага и трусость, словом, все чувства,
испытываемые смертными, зависят от настроения богов и от соперничества между ними.
Первые греческие философы, пытавшиеся в VI в. до н. э. понять природу человека, сознавали, что
представление о мире, признающее власть божества, чтобы объяснить поведение людей, основано на
мифах. Не более приемлемой они считали и примитивную идею о существе, заключенном в человеке и
ответственном за его поведение.
Однако они были убеждены, что в каждом человеке есть нечто, позволяющее ему думать,
принимать решения, волноваться, владеть собой. Этот «дух» был, по их мнению, чем-то
нематериальным, похожим на пламя или на дуновение. Так, согласно представлению Платона, дух, или
«душа», обитает в теле человека и направляет его на протяжении всей жизни, а после смерти покидает
тело и вступает в «мир идей».
Аристотель выдвинул концепцию души как функции тела, а не какого-то внешнего по
отношению к нему феномена. Согласно теории Аристотеля, душа, или «психе», — это двигатель,
позволяющий живому существу реализовать себя. Центр «психе» находится в сердце, куда поступают
впечатления, передаваемые от органов чувств. Эти впечатления образуют источник идей, которые,
накапливаясь в течение всей жизни и сочетаясь между собой в результате рассудочного мышления,
подчиняют себе поведение.
Философы средневековья, не располагая новыми данными, не смогли продвинуть вперед
изучение психики. Лишь в XVII в. благодаря теориям Декарта закладывается фундамент создания
современной психологии, в основе которой лежит представление о соотношении между нервной
системой и поведением. Однако Декарт все еще полагал, что за действия человека ответственна душа.
Разделение между естественными науками и философией произошло в основном в XVII в.
Эмпирическое направление привело к созданию научного метода, позволившего изучать факты путем
наблюдений и экспериментов, исходя из гипотез, которые подлежат проверке.
Психологии понадобилось еще целое столетие для того, чтобы определиться в качестве
самостоятельной науки и отделиться от своей старшей сестры — философии. Начиная с XVIII в., первые
эмпирики старались объяснить психические феномены по-новому, пытаясь заменить изучение «души»
изучением сознания и процессов мышления. Они стремились понять, каким образом человеческий
Hosted by uCoz