Navigation bar
  Print document Start Previous page
 56 of 172 
Next page End  

Выход всей хранимой информации возможен только бессознательно во сне, в гипнозе, при проведении
подготовленным человеком специальных процедур жнана- и раджи-йоги, при сильных эмоциональных
потрясениях, после травм, у психически больных и т. п.
В первую очередь вам необходимо определить, какой тип памяти из нескольких у вас
преобладает.
Визуальный тип. Вся вспоминаемая информация представляется вам в виде ярких картин,
зрительных образов. Рассказывая что-то, вы часто жестикулируете, как бы рисуя в воздухе
представляемые вами объекты. В разговоре вы часто пользуетесь вступительными фразами типа: «Вот
посмотрите...», «Давайте представим себе...», «Вспомните, это выглядело так...». В момент вспоминания
вы смотрите как бы прямо перед собой, вверх, влево вверх или вправо вверх.
Аудиальный тип. То, что вы вспоминаете, наговаривается вам как бы вашим внутренним голосом
или вы слышите речь, слова другого человека. Вводные фразы, которые вы используете в разговоре, —
слуховые: «Вот послушайте...», «Это звучало так...» и пр. При вспоминании взор обращен вправо, влево
вниз или влево.
Кинестетический тип. Вы хорошо запоминаете ощущения, движения. Вспоминая, вы как бы
сначала воссоздаете, повторяете движения и ощущения тела. Вам хорошо удается представлять тепло,
тяжесть при занятиях аутогенной тренировкой. Вспоминая, вы смотрите вниз или вправо вниз.
Естественно, каждый человек владеет всеми видами вспоминания, но одна из трех систем
предоставления сознанию информации обычно развита лучше других.
Для запоминания логически связанной и логически не связанной информации используются
различные приемы облегчения запоминания информации (мнемонические приемы, или приемы
мнемотехники). Объясняется это тем, что осмысленная информация запоминается в среднем в 22 раза
лучше, чем бессмысленная. Считается, что основателем мнемоники как набора приемов для
запоминания был древнегреческий поэт Симонид (V в. до н. э.), и, вероятно, даже в те времена
основным приемом для запоминания всех видов информации считалось повторение.
Этот прием усиленно культивируется в школьном образовании, однако следует напомнить его
основные правила:
а) большой объем информации заучивается по смысловым частям;
б) число повторений должно превышать то число, которого достаточно для первого полного
воспроизведения информации;
в) первое повторение информации необходимо не позже чем через 15-40 мин после
запоминания, так как через час в памяти остается только 50 % запомненного, а через день — не более
30-35 %;
г) помните, что 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день.
Повторение большой и важной информации необходимо чаще в первые дни после заучивания, так как в
этот период максимальны потери от забывания. Лучше так: в первый день 2-3 повторения, во второй —
1-2 повторения, в четвертый, шестой, девятый и т. д. — по одному повторению;
д) любую информацию лучше повторять, используя и зрительную, и слуховую, и
кинестетическую память, например, зрительный образ описать словами и как бы обрисовать
движением.
Возможности мобилизации памяти заметно усиливаются постоянной ее тренировкой, которая
достигается:
— регулярным повторением уже заученного (стихов, иностранных слов);
— тренировкой внимания и наблюдательности;
— целенаправленными упражнениями.
Учитывая то, что большую часть информации из внешнего мира мы получаем зрительно
(информационная пропускная способность глаз в 100 раз больше, чем слуха), в первую очередь следует
развивать именно зрительную память. Для этого рекомендуются следующие упражнения.
Метод Айвазовского. Тренировать зрительную память таким образом можно где угодно: по пути
на работу, дома, в транспорте и т. д. Посмотрите внимательно на предмет, часть пейзажа или на
идущего навстречу человека. В течение 3-5 с постарайтесь как можно лучше, во всех подробностях,
запомнить объект. Закройте глаза — постарайтесь добиться максимально четкого и яркого изображения
Hosted by uCoz