Navigation bar
  Print document Start Previous page
 67 of 172 
Next page End  

же классифицировалось и мгновенно усваивалось; ученик даже обгонял учителя в приложениях и
следствиях; но если надо было заучивать наизусть и повторять несвязные элементы, то это было
трудным делом; постоянно одни слова принимались за другие.»
Но у школьников, даже если они относятся к типу «аналитиков», еще не поздно развить образные
компоненты мышления, и это необходимо делать не только для более полного усвоения знаний, но и во
имя гармонического развития личности и обеспечения ее ресурсами психической устойчивости.
Итак, один путь обучения школьников с разным складом ума — введение элементов образности в
абстрактный материал и установление смысловых связей в разнородном конкретном материале.
Другой путь — целенаправленная работа по развитию как теоретического, так и образного
мышления школьников.
Развитию воображения и образного мышления в большой мере способствуют игры — как те,
которые придумывают сами дети (например, «Швамбрания» Л. Кассиля), так и учебные игры, такие как
инсценировка учебного материала (вроде «суда над Онегиным» в «Двух капитанах» В. Каверина).
И, наконец, еще один образец приема, развивающего воображение, описанный К. Паустовским в
повести «Далекие годы».
В классе у учителя географии Черпунова стояли на столе бутылки с желтоватой водой, залитые
сургучом. На каждой была наклейка: «Вода из Нила», «Вода из реки Лимпопо», «Вода из Средиземного
моря». Здесь была вода из Волги, Темзы, озера Мичиган, Мертвого моря и Амазонки. Старый учитель
любил показывать эти бутылки на уроках. Он рассказывал, как он сам набирал нильскую воду около
Кипра.
«Смотрите, — он взбалтывал бутылку, — сколько в ней ила. Нильский ил богаче алмазов. На нем
расцвела культура Египта».
Через несколько лет гимназисты узнали, что в бутылках была самая обыкновенная водопроводная
вода. Черпунов придумал эти бутылки с наклейками, считая, что таким путем он дает толчок развитию
воображения гимназистов.
Приходится только сожалеть, что в повседневной школьной практике не существует системы
подобных приемов.
Глава 3. Эмоционально-волевая сфера личности
Виды эмоционального состояния человека
Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя наперекор Вселенной
И маловерным — отпусти их грех;
Пусть час не пробил, жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы — не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.
Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив;
Равно встречай успех и поруганье,
Не забывая, что их голос — лжив;
Останься тих, когда твое же слово
Калечит плут, чтоб удивлять глупцов,
Когда вся жизнь разрушена и снова
Ты должен все воссоздавать с основ.
Умей поставить в радостной надежде
Hosted by uCoz