Navigation bar
  Print document Start Previous page
 106 of 264 
Next page End  

я иногда останавливалась и спрашивала себя: «Как же я докатилась до жизни такой? Ведь теперь я
повязана по рукам и ногам». Но потом думала: «Раз уж зашла так далеко, так какая теперь
разница?»» (Conway & Siegelman, 1979, p. 236).
Слагаемые убедительности
Можно проанализировать, как происходит процесс убеждения в сектах, если прибегнуть к
факторам, которые мы уже обсудили в главе 12: кто сказал (коммуникатор), что сказал (сообщение) и
кому сказал (аудитории).
Коммуникатор
Преуспевающая секта имеет харизматического лидера — именно он притягивает и направляет
остальных членов секты. Как и в экспериментах, изучающих процесс убеждения, надежным считается
тот коммуникатор, кого аудитория воспринимает как человека компетентного и заслуживающего
доверия, например такого, как «отец» Мун.
По рассказам бывших членов «Народного Храма», Джим Джонс, чтобы повысить доверие к себе,
устраивал «сеансы ясновидения». Все делалось очень просто: впервые появившихся в секте просили
назвать себя, когда они входили в церковь перед службой. Затем один из помощников звонил этому
человеку домой и говорил: «Добрый день! Мы проводим опрос. Вы не ответите на несколько
вопросов?» А во время службы, как вспоминает один из бывших сектантов, Джонс называл имя неофита
и говорил:
«Вы меня когда-нибудь видели прежде? Так вот, вы живете там-то и там-то, у вас такой-то
номер телефона, в вашей гостиной стоит такая-то мебель, а на вашем диване такие-то подушки... А
теперь припомните, был ли я когда-нибудь у вас дома?» (Conway & Siegelman, 1979).
На то, насколько легко убедить человека, влияет еще один фактор — его доверчивость.
Исследователь культового поклонения Маргарет Зингер (Margaret Singer, 1979) отмечала, что молодые
люди из среднего социального класса более уязвимы, потому что более доверчивы. У них нет ни
«уличной хватки» молодежи из низших классов (которая знает, как противостоять такому
«приставанию»), ни настороженности молодежи из высшего класса (которую с детских лет пугали
киднеппингом). Многие члены сект были вовлечены туда своими друзьями или родственниками — то
есть людьми, которым они доверяли (Stark & Bainbridge, 1980).
Сообщение
Для людей одиноких или находящихся в состоянии депрессии, живые эмоциональные призывы
и то тепло и одобрение, которыми окружают их в группе, могут быть, безусловно, привлекательны.
Доверься наставнику, влейся в семью. Мы знаем ответ, мы знаем «истинный путь». Такое сообщение
повторяется по разным каналам: во время проповедей, обсуждений в малых группах или при прямом
социальном давлении.
Аудитория
Новообращенные зачастую молоды — им, как правило, нет и 25, то есть они все еще находятся в
том периоде жизни, когда относительно открыты для всего нового, когда установки и ценности еще не
успели стабилизироваться. Лишь малая часть последователей Джима Джонса были людьми
малообразованными, которым нравилась его простота в обращении и было трудно его оспаривать.
Большую же часть его аудитории составляли образованные представители среднего класса, которые,
увлекшись идеей, не замечали противоречий между словами и делами тех, кто проповедует
самоотверженность, а практикует жадность, кто притворяется заботливым, а ведет себя крайне
бездушно.
Hosted by uCoz