Navigation bar
  Print document Start Previous page
 117 of 264 
Next page End  

за который все студенты группы получат одну общую оценку. Будет ли «командный дух» повышать
продуктивность в таких аддитивных задачах (когда успех группы зависит от суммы индивидуальных
усилий)? Будут ли каменщики класть кирпичи быстрее, работая бригадой, а не по отдельности? Один из
способов прояснить эти вопросы — провести лабораторную имитацию.
Дружно не грузно, а врозь хоть брось
Почти сто лет назад французский инженер Макс Рингельманн (Max Ringelmann; по данным Kravitz
& Martin, 1986) обнаружил, что коллективные усилия не превышают даже половины суммы
максимально возможных индивидуальных усилий. Вопреки расхожему мнению, что «в единстве —
сила», из этого следует, что члены группы, выполняя коллективное задание, на самом деле могут быть
менее мотивированы. Не исключено, конечно, что низкая продуктивность является следствием плохой
координации: люди тянут канат несогласованно, в разные стороны и в разное время. Группа ученых из
Массачусетса под руководством Алана Ингама (Alan Ingham, 1974) хитроумно избавилась от этой
проблемы — испытуемые думали, что другие тянут канат вместе с ними, а на самом деле трудились в
одиночестве. Участников с завязанными глазами ставили на первую позицию агрегата, изображенного
на рис. 15-1, и просили «тянуть изо всех сил». Когда испытуемые знали, что тянут в одиночестве, они
развивали усилие на 18 % большее, чем когда думали, что сзади им помогают от двух до пяти человек.
Рис. 15-1. Агрегат для перетягивания каната. Люди на первой позиции тянут слабее, когда
думают, что сзади им помогают другие (по данным Ingham, Levinger, Graves, Peckham, 1974).
В Государственном институте Огайо исследователи Бибб Латане, Киплинг Уильямc и Стивен
Харкинс (Bibb Latane, Kipling Williams and Stephen Harkins, 1979; Harkins & others, 1980) старались найти
другие методы изучения этого феномена, который они назвали социальной леностью. Они заметили,
что шум, создаваемый шестью участниками эксперимента, когда их просили «аплодировать и кричать
как можно громче», лишь в два с небольшим раза превосходил потенциально максимальный шум,
создаваемый одним человеком. Однако, как и в случае перетягивания каната, эффективность при
создании шума может падать из-за плохой скоординированности действий. Поэтому Латане с коллегами
последовал примеру Ингама, заставив испытуемых поверить, что они шумят и хлопают вместе с
другими, хотя на самом деле они делали это в одиночку.
Исследователи завязали глаза шестерым участникам эксперимента, рассадили их в полукруг и
надели на них наушники, оглушающие звуком оваций. Участники не могли слышать самих себя, а других
— тем более. Их просили кричать и хлопать — то в одиночку, то вместе с группой. Люди, которым
рассказывали об этом эксперименте, считали, что в группе испытуемые будут кричать громче, так как
станут меньше стесняться (Harkins, 1981). А каков был результат на самом деле? Результатом была
социальная леность. Когда участники эксперимента верили, что вместе с ними кричат или хлопают еще
пятеро, они производили на одну треть меньше шума, чем тогда, когда думали, что кричат и хлопают в
одиночестве. Подобная социальная леность наблюдалась даже у лидеров школьных групп поддержки
(Hardy & Latane, 1986).
Политолог Джон Суини (John Sweeney, 1973), заинтересовавшись политическими последствиями
социальной лености, получил сходные экспериментальные результаты в Техасском университете. Он
обнаружил, что студенты крутили педали велотренажера интенсивнее (судя по выходной электрической
мощности), если думали, что экспериментаторы за каждым из них наблюдают индивидуально, а не
просто суммируют мощность, развиваемую всеми «велосипедистами». В условиях групповых действий
люди обычно склонны увиливать от работы.
В этих и еще примерно в 160 других экспериментах (Karau & Williams, 1993) прослеживается
проявление одной из психологических сил, вызывающих социальную фасилитацию, — боязнь оценки.
В экспериментах по социальной лености люди, как правило, уверены, что их оценивают только тогда,
когда они действуют в одиночку. При групповых действиях (перетягивание каната, овации и т. п.)
боязнь оценки уменьшается. Когда люди не отвечают за конечный результат и не могут оценить свой
Hosted by uCoz