Navigation bar
  Print document Start Previous page
 133 of 264 
Next page End  

внешние ветры гоняют туда-сюда. Мы действуем, и мы противодействуем. Мы отвечаем, и мы
получаем ответы. Мы можем противостоять социальной ситуации, а иногда даже изменять ее. Каждая
из этих глав завершается указанием на то, что противостоит изложенной в нем глубокой истине,— на
силу воздействия личности.
Быть может, постоянные указания на воздействие окружающей среды не очень-то вам приятны.
Большинство из нас отвергает даже само предположение, будто какие-то внешние факторы могут
определять наше поведение. Мы видим себя свободными людьми, творцами собственных поступков (по
крайней мере, хороших). Мы чувствуем, что вера в социальный детерминизм может привести к тому,
что философ Жан-Поль Сартр называл «дурной верой»,— к перекладыванию ответственности за свою
судьбу на кого-то другого.
По сути, социальный контроль (сила ситуации) и личный контроль (сила личности)
противостоят друг другу не в большей мере, чем биологические и культурные воздействия. Имеют
смысл как социальные, так и личностные объяснения нашего социального поведения, поскольку в
любой момент нашей жизни мы и творцы и творения нашего социального мира. Мы вполне можем
быть одновременно продуктом как наших генов, так и нашего окружения. Но верно также и то, что
впереди будущее, и от нас зависит, каким ему быть. Наш сегодняшний выбор определяет, с какими
внешними условиями мы столкнемся завтра.
Взаимное влияние личностей и ситуаций
Спрашивать, что определяет поведение: внешние ситуации или внутренние диспозиции (иначе
говоря культура или эволюция) — это все равно, что спрашивать, что определяет площадь поля, его
длина или ширина. Безусловно, социальная ситуация оказывает на личность глубокое воздействие. Но
здесь имеет место взаимодействие.
Можно отметить по крайней мере три характерные особенности такого взаимодействия (Snyder &
Ickes, 1985). Во-первых, одна и та же социальная ситуация может влиять на разных людей по-разному.
Мы отличаемся друг от друга в том, как воспринимаем и истолковываем реальность, естественно, и
наши ответные реакции на нее будут разными. Одни люди более чувствительны к социальной
ситуации, другие — менее (Snyder, 1983). Японцы, например, более восприимчивы к социальным
ожиданиям окружения, чем англичане (Argile & others, 1978).
Во-вторых, люди, как правило, сами решают, оказаться ли им в данной ситуации,
взаимодействовать ли с ней (Ickes & others, 1990). Каждый раз, делая свой выбор, человек одновременно
выбирает и ситуации, в которых окажется в будущем. Выбирая, к примеру, колледж, вы одновременно
выбираете специфическую гамму социальных влияний, которой потом подвергнетесь. Рьяные
политические либералы вряд ли поселятся в Апельсиновом округе Калифорнии и вступят в Торговую
палату. Их место в Торонто и в рядах сторонников Гринписа. Короче говоря, они выберут ту
социальную среду, которая будет усиливать их наклонности.
В-третьих, люди часто сами создают ситуации, в которых оказываются. Вспомните концепцию
самоподтверждения: если мы ожидаем, что кто-то будет общительным, враждебным, женственным или
сексуальным, то наши действия по отношению к этому человеку могут спровоцировать его на то самое
поведение, которое мы ожидаем. Что, в конце концов, формирует социальную ситуацию, как не люди, в
ней задействованные? Либеральное окружение формируется либералами. То, что происходит в женском
клубе,— дело рук его членов. Не стоит сравнивать социальное окружение с погодой, от нас не
зависящей. Оно более похоже на наши дома — на то, что мы строим для себя сами.
Такая взаимная причинно-следственная связь позволяет нам рассматривать людей и как
реагирующих и как воздействующих на ситуацию. Обе точки зрения имеют право на существование,
поскольку каждый из нас одновременно является и продуктом и архитектором нашей социальной среды.
Однако какая из них мудрее? В некотором смысле целесообразнее рассматривать себя как продукт среды
(чтобы не слишком-то гордиться своими достижениями и не слишком винить себя за возникшие
трудности), а окружающих — как людей, обладающих свободной волей (чтобы не утомить их отеческой
опекой и не пытаться ими манипулировать).
Hosted by uCoz