Navigation bar
  Print document Start Previous page
 156 of 264 
Next page End  

Brigham, Gune Chance, Alvin Goldstein & Roy Maalpass), проведенные в США, а также эксперименты
Хейден Эллис (Hayden Ellis), проведенные в Шотландии, показывают: люди, принадлежащие к иной
расе, действительно кажутся нам более похожими друг на друга, чем представители своей расы (Brigham
& Williamson, 1979; Chance & Holdstein, 1981; Ellis, 1981). Когда белым студентам показали несколько
фотографий с изображенными на них лицами белых людей и несколько — с лицами чернокожих, а
затем попросили узнать их всех на групповых фотографиях, студенты более точно узнавали лица белых.
Я белый, и когда я впервые прочитал об этом исследовании, то подумал: «Но ведь белые
действительно меньше походят друг на друга, чем чернокожие». Моя реакция, очевидно, была лишь
иллюстрацией этого феномена. Поскольку если бы она была верной, то и чернокожие лучше бы
распознавали определенные лица белых среди группы лиц белых, чем определенные лица чернокожих
среди группы лиц чернокожих. Но в действительности чернокожие легче распознают других
чернокожих, чем белых (Bothwell & others, 1989). И испанцы скорее узнают других испанцев, чем
англичан (Platz & Hosch, 1988).
Различительные стимулы
Все то, что отличается от нашей привычной картины мира, также порождает стереотипы.
Непохожие на других люди, яркие и необычные происшествия часто привлекают внимание и искажают
суждения.
Непохожие на других
Приходилось ли вам когда-нибудь оказаться в ситуации, где вы бы оказались единственным
представителем вашего пола, расы или национальности? Если да, то ваше несходство с другими,
вероятно, делало вас более заметным и привлекало особое внимание. Чернокожий в группе белых,
мужчина в группе женщин или женщина в мужской группе резче выделяются и кажутся более
заметными, а их качества — и хорошие и плохие — выглядят преувеличенными (Cracker & McGraw,
1984; S. E. Taylor & others, 1979). Это происходит потому, что когда кто-то в группе заметнее других, мы
склонны видеть в нем причину всего, что бы ни случилось (Taylor & Fiske, 1978). Если мы не склонны
смотреть на Джо как на среднестатистического члена группы, то нам будет казаться, что его влияние на
группу явно выше среднего. Люди, привлекающие внимание, воспринимаются более ответственными
за происходящее.
Заметили ли вы также, что люди определяют вас по вашим наиболее отличающимся качествам и
действиям? Расскажите людям о человеке, который занимается прыжками с парашютом и теннисом, и
они будут думать о нем как о парашютисте, замечают Лори Нелсон и Дэйв Миллер (Lori Nelson & Dave
Miller, 1997). Если попросить кого-то выбрать книгу в подарок для этого человека, то он скорее всего
выберет книгу не о теннисе, а о парашютистах. Человек, у которого дома есть змея и собака, будет
всплывать в памяти чаще как владелец змеи, а не собаки. Люди лучше замечают то, что является для них
неожиданным (Bettencourt & others, 1997). «Ум скорее готов заметить нечто неожиданное — наподобие
цветка, распустившегося зимой», — заметил Стефен Картер (Stephen Carter, 1993, p. 54). Проведенный
им эксперимент показал, что при приеме на работу люди, проводящие собеседование, скорее заметят
высокие интеллектуальные способности у человека с низким социальным статусом, чем с высоким.
Правда, впоследствии такому вновь принятому придется работать усерднее, чем другим, чтобы
подтвердить свои способности (Biernat & Kobrynowicz, 1997).
Эллен Лангер и Луис Имбер (Ellen Langer & Lois Imber, 1980) предлагали студентам Гарварда
посмотреть видеозапись, на которой демонстрировался читающий человек. Студенты смотрели с
большим вниманием, когда об этом человеке сообщалось нечто особенное, например, что он пациент
онкологической клиники, гомосексуалист или миллионер. В этих случаях участники эксперимента
обнаруживали у человека такие особенности, которым другие наблюдатели, не получившие
дополнительной информации, не придавали никакого значения. В результате их оценки выглядели явно
преувеличенными. Те, кто думал, что этот человек болен раком, подметили нечто необычное в его лице
Hosted by uCoz