Navigation bar
  Print document Start Previous page
 160 of 264 
Next page End  

непохожие на нашу собственную.
Эффект гомогенности чужой группы (Outgroup homogeneity effect) восприятие членов чужих
групп более похожими друг на друга, чем членов своей группы. Таким образом, «они — похожие, мы —
разные».
Глава 21. Агрессия
Создается впечатление, что наше поведение по отношению друг к другу становится все более
деструктивным. Хотя не сбылось предсказание Вуди Аллена, что «к 1990 году преобладающей формой
социального взаимодействия будет киднеппинг», но картины насилия 90-х годов ужаснули людей во
всем мире. В США, где увеличение количества полицейских и экономический подъем 90-х годов
привели к некоторому спаду преступности, в сводках сообщается, что число ежегодно совершаемых
преступлений достигает одного миллиона. На вооружение и содержание армии в мире расходуется 1,4
миллиона долларов в минуту — и это деньги, которые можно было бы потратить на самые острые
нужды современности: на борьбу с голодом, на образование, на защиту окружающей среды.
Согласно социальным психологам, агрессия — это поведение, нацеленное на то, чтобы
принести вред другому. Сюда не относятся дорожно-транспортные происшествия, причинение боли во
время лечения зубов, а также непреднамеренные столкновения на тротуарах. Под это определение
попадают рукоприкладство, прямые оскорбления и даже насмешки, если они произносятся в
недоброжелательном тоне или при вспышке эмоций. Когда жители Ирака уничтожали жителей
Кувейта, вторгаясь в их страну, а союзники убили 100 000 иракцев, изгоняя их из Кувейта, мотивы
действий можно назвать инструментальными — это был простой путь захватить территорию, но их
поведение тем не менее было агрессивным.
Биологические факторы
Философы долго спорили, кем человек является по своей природе: добродушным и покладистым
«благородным дикарем» или, в основном, неуправляемым, импульсивным животным? Первое
представление, обычно связываемое с философом Жан-Жаком Руссо, возлагает вину за социальное зло
не на человеческую природу, а на общество. Второе представление, которое, в свою очередь, связывают
с философом Томасом Гоббсом (Thomas Hobbes, 1588—1679), рассматривает социальные ограничения
как необходимые для обуздания животных проявлений человеческой натуры, нуждающейся в строгом
контроле. В нашем столетии взгляды Гоббса о том, что агрессивные побуждения являются
врожденными и потому неизбежными, разделяли Зигмунд Фрейд и Конрад Лоренц.
Фрейд, основатель психоанализа, полагал, что источник человеческой агрессии — это
переориентирование энергии примитивного влечения к смерти (которое он называл «инстинктом
смерти») на других. Лоренц, изучавший поведение животных, рассматривал агрессию скорее как
адаптивное, а не как саморазрушительное поведение. Но оба ученых единодушны в том, что агрессивная
энергия имеет инстинктивную природу. По их мнению, если она не находит разрядки, то накапливается
до тех пор, пока не взрывается или пока подходящий стимул не выпустит ее наружу, как мышь из
мышеловки. Лоренц (1976), несмотря на свою занятость, принимал участие в обсуждении на тему,
обладает ли человек врожденными механизмами торможения агрессии (теми, что делают нас
беззащитными). Его пугала вооруженность «бойцовским инстинктом» без наличия средств его
торможения.
Идея считать агрессию инстинктом подтвердила свою полную несостоятельность тогда, когда
перечень всевозможных человеческих инстинктов вырос до того, что начал охватывать едва ли не все
мыслимые действия человека. К тому же ученые уже начали отдавать себе отчет в том, как сильно
поведение варьируется от одного человека к другому и от одной культуры к другой. Очевидно, что
физиологические факторы воздействуют на наше поведение столь же успешно, как и воспитание — на
наш характер. Наши переживания взаимосвязаны с нашей генетически выстроенной нервной системой.
Hosted by uCoz