Navigation bar
  Print document Start Previous page
 163 of 264 
Next page End  

[Подстрекательство к агрессии, Агрессия направленная вовне, Прямое выражение агрессии,
Фрустрация (цель), Другие возможные реакции (например, уход), Агрессия, направленная внутрь
(например, суицид), Смещенная агрессия]
Рис. 21-1. Классическая теория фрустрации-агрессии. Фрустрация создает мотивацию для
проявления агрессии. Страх наказания или осуждения за агрессию, направленную непосредственно на
первопричину фрустрации, может обусловить перенос агрессивного удара на другую мишень или даже
на себя самого (по данным Dollard & others, 1939; Miller, 1941).
Лабораторные испытания теории фрустрации-агрессии дали смешанные результаты: иногда
фрустрация усиливала агрессивность, иногда — нет. Например, если причины фрустрации были вполне
понятны, как в одном из экспериментов Юджина Бернстайна и Филипа Уорчела (Eugene Bumstein &
Philip Worchel, 1962), где ассистент экспериментатора часто прерывал процесс группового решения
проблем, так как у него постоянно выходил из строя слуховой аппарат (а не просто потому, что он был
невнимателен), фрустрация не приводила ни к раздражению, ни к агрессии.
Поняв, что в своем первоначальном виде теория преувеличивает значение связи фрустрации и
агрессии, Леонард Берковиц (Leonard Berkowitz, 1978, 1989) пересмотрел ее. Он выдвинул
предположение, что фрустрация вызывает раздражение и эмоциональную готовность реагировать
агрессивно. Человек раздражается в большей степени, если тот, кто вызвал у него фрустрацию, имел
возможность действовать иначе (Averill, 1983; Weiner, 1981). Человек, испытывающий фрустрацию,
скорее набросится на обидчика, когда его провоцируют на это. Иногда пробка, с трудом сдерживающая
гнев, вылетает из горлышка и без провокации. Однако в любом случае стимулы, ассоциирующиеся с
агрессией, усиливают агрессию (Carlson & others, 1990).
Берковиц (1968, 1981, 1995) и другие исследователи обнаружили, что подобным стимулом
является находящееся в поле зрения оружие. В одном из экспериментов дети после забав с игрушечным
оружием с большей готовностью разрушали постройку из кубиков, сделанную чужими руками. В другом
эксперименте рассерженные студенты Висконсинского университета посылали своему «обидчику»
электрические разряды большей силы, когда в поле их зрения находились винтовка или револьвер
(предположительно оставленные по недосмотру после предыдущего эксперимента), чем в том случае,
когда «случайно оставленными предметами» были ракетки для бадминтона (Berkowitz & Le Page, 1967).
Вот почему Берковиц нисколько не удивился, когда узнал, что половина всех убийств в США
совершается с помощью личного огнестрельного оружия и что если дома хранится оружие, то с большей
вероятностью будет убит кто-то из числа домашних, а не незваный гость. «Оружие не только позволяет
совершить преступление,— говорит Берковиц, — оно может также подтолкнуть к совершению
преступления. Палец тянется к курку, но и курок тянется к пальцу».
Не удивил Берковица и тот факт, что в тех странах, где запрещено ношение огнестрельного
оружия, отмечается меньшее количество убийств. В Англии вчетверо меньше населения, чем в
Соединенных Штатах, и в шестнадцать раз меньше убийств. В Соединенных Штатах совершается 10 000
убийств с помощью огнестрельного оружия в год, в Англии — около десяти. В Ванкувере (Британская
Колумбия) и в Сиэтле (Вашингтон) одинаковые численность населения, климат, экономика и уровень
преступности. Однако в Ванкувере, где строго ограничено приобретение огнестрельного оружия,
убийств, совершенных с помощью огнестрельного оружия, в пять раз меньше, чем в Сиэтле, и потому
общее количество убийств на 40 % ниже (Sloan & others, 1988). После того как в Вашингтоне был принят
Hosted by uCoz