Navigation bar
  Print document Start Previous page
 169 of 264 
Next page End  

повлияло на нас. Нужно просто заменить разоблачительные высказывания, начинающиеся с
местоимения «ты», на высказывания, начинающиеся с местоимения «я», например: «Я зол!» или «Когда
ты так говоришь, я раздражаюсь». В этом случае вы выразите свои чувства так, что другому человеку
будет легче отреагировать на них позитивно (Kubany & others, 1995). Можно быть напористым без
агрессии.
Подход с позиций социального научения
Если агрессивное поведение приобретается в процессе научения, то есть надежда, что его можно
контролировать. Рассмотрим вкратце факторы, способствующие возникновению агрессии, и подумаем,
каким образом им можно противостоять.
К выражению враждебной агрессии толкают различные аверсивные переживания, такие, как
фрустрация ожиданий и оскорбление личности. Так что лучше всего не забивать людям головы
несбыточными мечтами и напрасными надеждами. Инструментальную агрессию обусловливает
предвкушаемый положительный баланс между вознаграждением и издержками. Значит, мы должны
поощрять в детях стремление к сотрудничеству и неагрессивное поведение. В проводившихся
экспериментах дети становились менее агрессивными, когда их агрессивное поведение игнорировалось,
а неагрессивное подкреплялось (Hamblin & others, 1969).
А вот эффективность наказаний весьма ограничена. В большинстве случаев смертоносные
агрессивные действия были импульсивными и резкими — следствием ссоры, оскорбления или
жестокого нападения. Таким образом, мы должны упреждать агрессию, не дожидаясь, пока она
возникнет. Мы должны учиться неагрессивным стратегиям решения конфликтов. Если бы смертоносные
агрессивные действия были холодными и инструментальными, мы могли бы надеяться на то, что,
позволив преступнику выдать свои агрессивные намерения, а затем наглядно наказав его, мы отпугнули
бы других от совершения преступлений. Если бы все так и происходило, то в тех штатах, где в ходу
смертная казнь, совершалось бы меньшее количество убийств по сравнению со штатами, где смертная
казнь отменена. Но в нашем мире все происходит совсем не так (Costanzo, 1998).
Если мы хотим мира, нам необходимо формировать и поощрять отзывчивость и стремление к
сотрудничеству с раннего возраста. Может быть, стоит поучить родителей тому, как добиваться
дисциплины от детей без применения насилия. Обучающие программы вдохновляют родителей
подкреплять желательное поведение, используя позитивные формулировки («Когда закончишь уборку
своей комнаты, пойдешь играть») вместо негативных («Если не уберешь комнату, я сравняю тебя с
землей»). Реализация одной такой «программы замещения агрессии» снизила количество повторных
задержаний юных правонарушителей и членов подростковых банд. Подростков и их родителей обучали
навыкам общения, эмоциональному самоконтролю, повышали уровень их рассуждений о
нравственности (Goldstein & Glick, 1994).
Если наблюдение за агрессивным поведением снимает запреты и вызывает желание подражать,
значит, мы должны отказаться от демонстрации в кинотеатрах и на телевидении особо жестоких,
антигуманных сюжетов, то есть принять меры, сходные с теми, что были приняты в отношении
расистских и сексистских сюжетов. Мы можем также «вакцинировать» детей от влияния насилия,
показываемого средствами массовой информации. Озабоченные тем, что телевидение до сих пор «не
посмотрело в глаза фактам и не изменило свой подход к составлению программ», Ирон и Хьюсманн
(Eron & Huesmann, 1984) рассказывали 170 детям из Оук-Пар-ка (Иллинойс) о том, что телевидение
изображает окружающий мир нереалистично, что агрессия не так уж распространена и не так уж
эффективна, как это преподносится с экрана телевизоров, и что агрессивное поведение нежелательно.
Помня о результатах, полученных при исследовании установок, Ирон и Хьюсманн предлагали детям
самим делать выводы и высказывать критические замечания. Повторное исследование детей показало,
что сцены насилия, демонстрируемые по телевидению, оказывает на них меньшее влияние по
сравнению с детьми, с которыми не велось никаких предварительных бесед.
Подталкивают к агрессии и агрессивные стимулы. Это наводит на мысль об ограничении
доступа к ручному огнестрельному оружию. На Ямайке в 1974 году была осуществлена программа
Hosted by uCoz