Navigation bar
  Print document Start Previous page
 178 of 264 
Next page End  

подавляющим; временами оно принимает неявную форму, что позволяет некоторым критикам выражать
сомнения по поводу его существования (Freedman, 1988; McGuire, 1986). К тому же агрессия, вызываемая
в таких экспериментах, — не оскорбление и не побои, как правило, она ограничивается толчками за
завтраком, оскорбительными репликами и угрожающими позами.
И тем не менее конвергенция доказательств впечатляющая. «Мы не можем не прийти к
выводу,— заключила в 1993 году специальная комиссия Американской психологической ассоциации,—
что наблюдение сцен насилия приводит к росту числа случаев применения насилия». Это особенно
заметно среди людей с агрессивными наклонностями (Bushman, 1995). Сцены насилия оказывают особое
влияние, когда его совершает достоверный, привлекательный герой и его действия не только остаются
безнаказанными, но и даже оправдываются сюжетом (Donnerstein, 1998). Наблюдение за сценами
насилия часто создает условия для возникновения антисоциальных эффектов — правда, не всегда. Когда
непривлекательные герои остаются безнаказанными или когда показывают жертвы холокоста -
например, в кинофильме «Список Шиндлера», — это вряд ли вдохновит кого-то на насильственные
деяния.
Почему просмотр телевизионных передач влияет на поведение?
Из экспериментов мы знаем, что продолжительный просмотр сцен насилия воздействует на
человеческое мышление двумя путями. Во-первых, он делает людей менее чувствительными к
жестокости. Чаще всего в таких случаях говорят: «Это меня совершенно не волнует». Во-вторых, он
искажает у зрителя восприятие реальности. Люди начинают преувеличивать частоту случаев
проявления насилия и испытывают больший страх. Но почему просмотр сцен насилия влияет на
поведение? На основании многочисленных исследований можно прийти к заключению, что
телевидение и порнография не являются основными причинами социального насилия, так же, как
синтетические заменители сахара это не главная причина раковых заболеваний. Речь скорее идет о том,
что телевидение является одной из причин. Но даже если это всего лишь один из ингредиентов
сложного рецепта по изготовлению насилия, он, как и синтетические заменители сахара, потенциально
поддается контролю. Получив совпадение корреляционных и экспериментальных доказательств,
исследователи задумались над тем, почему же наблюдение сцен насилия дает такой результат.
Рассмотрим три возможных варианта объяснения (Geen & Thomas, 1986). Во-первых, социальное
насилие может вызываться не наблюдением насилия как таковым, а возбуждением, которое возникает
во время наблюдения (Mueller & others, 1983; Zillmann, 1989). Как отмечалось ранее, возбуждение имеет
тенденцию во что-то трансформироваться: каждый тип возбуждения приводит к особому виду
поведения.
Во-вторых, наблюдение насилия обычно растормаживает зрителя. В эксперименте Бандуры
взрослый человек, ударяя молотком по кукле, тем самым продемонстрировал допустимость подобных
вспышек агрессивности, что привело к ослаблению у ребенка сдерживающего начала. Наблюдение за
проявлением насилия приводит к активизации мыслей, связанных с насилием (Berkowitz, 1984; Bushman
& Geen, 1990; Josephson, 1987). Прослушивание песен с текстом, в котором одобряется сексуальное
насилие, вдохновляет молодых людей вести себя более агрессивно (Barongan & Hall, 1995; Johnson, 1995).
Изображение насилия в средствах массовой информации также провоцирует подражание. Дети в
экспериментах Бандуры повторяли характерное поведение, которое наблюдали наяву. Работникам
индустрии телевещания всегда следует помнить о том, что показанное на экране телевизора толкает
зрителей на имитацию увиденного: телевидение рекламирует модель поведения. Люди, критикующие
телевидение, соглашаются с этим: их крайне беспокоит то, что в телевизионных программах актов
насилия в четыре раза больше, чем проявлений нежности, а также то, что телевидение чаще всего
моделирует нереальный мир. Критики любят приводить в пример случай, когда два жителя штата Юта,
трижды посмотрев кинофильм Magnum Force, где женщин убивали с помощью ядовитого жидкостного
очистителя «Drano», месяцем позже повторили увиденное на телеэкране. Они убили троих человек,
заставив их выпить «Drano» (Bushman, 1996).
Если стили отношений и способы решения проблем, моделируемые телевидением,
Hosted by uCoz