Navigation bar
  Print document Start Previous page
 203 of 264 
Next page End  

Успех у противоположного пола
Нравится вам это или нет, но внешняя привлекательность молодой девушки говорит о том, что
ей, скорее всего, очень часто назначают свидания. Привлекательность молодого человека является
несколько менее надежным основанием для прогнозирования его успеха у противоположного пола
(Berscheid & others, 1971; Krebs & Adinolfi, 1975; Reis & others, 1980, 1982; Walster & others, 1966). Означает
ли это, как полагают многие, что женщины более склонны брать себе в качестве девиза слова Цицерона?
Или это просто отражает тот факт, что мужчины более инициативны и любвеобильны? Философ
Бертран Рассел (Bertrand Rassel, 1930, p. 139) так не считает: «В целом женщины любят мужчин за
характер, тогда как мужчины склонны любить женщин за внешность».
Чтобы понять, на самом ли деле мужчины более женщин подвержены влиянию внешности,
исследователи давали студентам различные материалы с информацией о представительницах
противоположного пола, в том числе и их фотографии, а затем спрашивали, с кем из них студенты
хотели бы познакомиться. Или, «случайно» познакомив мужчину и женщину, спустя некоторое время
интересовались, не хотелось бы им продолжить знакомство. В этих экспериментах мужчины в большей
степени, чем женщины, ценили внешнюю привлекательность (Feingold, 1990, 1991; Sprecher & others,
1994). Возможно, чувствуя это, женщины более, чем мужчины, беспокоятся о своей внешности; они
составляют 90 % пациентов косметической хирургии (Crowley, 1996; Dion & others, 1990). Но и женщины
не так уж безразличны к внешности мужчин.
Проводя исследование, Элайн Хатфилд (Elaine Hatfield, 1966) и ее сотрудники пригласили на
вечер компьютерной танцевальной музыки 752 студента-первокурсника университета Миннесоты.
Исследователи заранее протестировали студентов, выявив их личные качества и способности, а
затем наугад сформировали пары. На вечере пары танцевали и разговаривали два с половиной часа, а
затем был сделан перерыв, чтобы каждый смог дать оценку своему партнеру. Насколько надежно тесты
на способности и личные качества могут предсказывать возникновение влечения? Кто же нравится
больше: тот, кто имеет высокую самооценку либо низкий показатель тревожности, или тот, кто
отличается от партнера своей исключительной одаренностью? Исследователи проверили длинный
список возможных вариантов возникновения предпочтений. Но, насколько они могли определить,
только одна вещь действительно имела значение: внешняя привлекательность. Чем привлекательнее
была женщина, тем больше она нравилась мужчине и тем больше он хотел встречаться с ней впредь. И
чем привлекательнее был мужчина, тем больше он нравился женщине и тем больше она хотела
продолжить знакомство. Приятная внешность производит впечатление.
Несмотря на то, что привлекательность действительно имеет важное значение, она далеко не
всегда способна заслонить другие человеческие качества. Привлекательность, пожалуй, прежде всего
влияет на первое впечатление. Но первые впечатления важны и приобретают все большее значение, по
мере того как общество становится более мобильным и урбанизированным и по мере того как общение
людей становится все более скоротечным (Berscheid, 1981).
Хотя люди, проводящие собеседование при приеме на работу, могут отрицать это, именно
привлекательность и ухоженность внешности претендентов в значительной степени определяют первое
впечатление (Cash & Janda, 1984; Mack & Rainey, 1990; Marvelle & Green, 1980). Это помогает объяснить,
почему привлекательные люди имеют более престижную работу, больше зарабатывают и чаще
признают себя более счастливыми (Umberson & Hughes, 1987). Патриция Розелл (Patricia Roszell, 1990) и
ее коллеги изучали влияние внешней привлекательности на материале общенациональной выборки
работающих канадцев, внешность которых при приеме на работу оценивалась по шкале от единицы
(непритязательная) до пяти (очень привлекательная). Они обнаружили, что на каждую дополнительную
единицу привлекательности люди зарабатывали в среднем дополнительные 1988 долларов ежегодно.
Ирен Хансон Фриз (Irene Hanson Frieze, 1991) и ее коллеги провели аналогичный анализ на материале
737 выпускников школы административного управления, после того как оценили их по той же
пятибалльной шкале, внимательно изучив студенческие фотоальбомы. На каждую дополнительную
единицу привлекательности мужчины зарабатывали дополнительные 2600, женщины — 2150 долларов.
Hosted by uCoz