Navigation bar
  Print document Start Previous page
 204 of 264 
Next page End  

Феномен «ровни»
Не всем достается сногшибательно привлекательный партнер. Так как же двое находят друг
друга? Судя по исследованию Бернарда Марстейна (Bernard Murstain & others, 1986), человек чаще всего
выбирает партнера, равного ему по привлекательности. Несколько исследований позволили обнаружить
строгое соответствие между привлекательностью «половинок» супружеских пар, сексуальных
партнеров, не состоящих в браке, и даже членов тесных дружеских компаний (Feingold, 1988). Люди
склонны выбирать себе друзей и особенно вступать в брак с теми, кто соответствует им не только по
интеллектуальному уровню, но и по уровню привлекательности .
Эксперименты подтверждают этот феномен «ровни». Решаясь к кому-нибудь подойти для
знакомства и зная, что другой может ответить «да» или «нет», люди обычно подходят к тому, чья
привлекательность примерно соответствует их собственной (Berscheid & others, 1971; Huston, 1973;
Stroebe & others, 1971), Близкое соответствие по внешним данным может приводить к хорошим
взаимоотношениям, обнаружил Грегори Уайт (Gregory White, 1980), изучая «встречающиеся» пары
Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Те партнеры, которые в большей степени
соответствовали друг другу по внешней привлекательности, чаще влюблялись друг в друга через девять
месяцев еще сильнее.
Итак, у кого же мы можем предполагать большее соответствие во внешних данных — у
супружеских пар или пар «встречающихся»? Уайт, как и другие исследователи, обнаружил, что супруги в
большей степени соответствуют друг другу.
Возможно, познакомившись с подобными результатами, вы невольно вспомните те счастливые
пары, в которых партнеры резко различаются по внешней привлекательности. В таких случаях менее
привлекательный человек, как правило, имеет качества, которые компенсируют его недостаточную
внешнюю привлекательность. Каждый человек приносит на социальный рынок то, что имеется у него в
активе, и, соответственно ценности предложенного, ему подбирается равный партнер. Брачные
объявления демонстрируют такой обмен активами (Koestner & Wheeler, 1988; Rajecki & others, 1991).
Мужчины обычно предлагают статус и ищут привлекательности; у женщин чаще все наоборот:
«Привлекательная, стройная женщина с яркой внешностью, 26 лет, ищет обеспеченного мужчину с
надежным заработком». Процесс согласования активов помогает объяснить, почему юные красавицы
так часто выходят замуж за солидных обеспеченных мужчин много старше их (Elder, 1969).
Стереотип внешней привлекательности
Только ли в ситуациях, имеющих сексуальную окраску, действует эффект привлекательности?
Оказывается, нет. Это обнаружили Вики Хаустон и Рэй Булл (Vicki Houston & Ray Bull, 1994), когда с
помощью опытного гримера обезобразили лицо своей ассистентки рубцами, синяками и родимыми
пятнами. Эксперимент проходил в пригородных поездах, курсирующих в районе Глазго. Пассажиры
обоих полов избегали садиться рядом с девушкой с обезображенным лицом. Кроме того, было замечено,
что не только взрослые, но и дети стремятся к общению с более привлекательными сверстниками (Dion,
1973; Dion & Berscheid, 1974; Langlois & Stephan, 1981). Если судить по времени, в течение которого
продолжается взаимное разглядывание, даже грудные дети предпочитают более привлекательные лица
(Langlois & others, 1987).
Взрослые проявляют те же пристрастия, когда судят о детях. Маргарет Клиффорд и Элайн
Хатфидд (Elaine Hatfield, Clifford & Walster, 1973) давали учителям из штата Миссури идентичную
информацию о мальчике или девочке, но фотографии при этом прилагались разные: привлекательного и
непривлекательного ребенка. Учителя воспринимали привлекательного ребенка как более умного и
способного. Представьте теперь себя воспитателем, который должен утихомирить неуправляемого
ребенка. Может быть, и вы — так же, как женщины, о которых пишет в своей работе Карен Дайон
(Karen Dion, 1972), — проявите меньше доброты и участия к непривлекательному ребенку? Печальная
истина состоит в том, что большинство из нас соглашаются с так называемым «эффектом Барта
Hosted by uCoz