Navigation bar
  Print document Start Previous page
 209 of 264 
Next page End  

заметно лучше к тем из своих товарищей, кто отметил в них восемь положительных черт, чем к тем, кто
назвал семь их положительных черт и одну отрицательную. Мы очень чувствительны к малейшим
намекам на критическое отношение к собственной персоне. Многие наверняка согласятся с замечанием
писателя Ларри Л. Кинга: «С годами я обнаружил, что, как это ни странно, положительные отзывы
радуют автора значительно меньше, чем огорчают отрицательные». Оцениваем ли мы себя сами, или
нас оценивают другие, негативная информация имеет больший вес, потому что, будучи менее
привычной, она привлекает к себе больше внимания (Yzerbit & Leyens, 1991). На избирателей большее
влияние оказывают слабости кандидата в президенты, нежели его сильные стороны (Klein, 1991); этот
момент не обходят своим вниманием те, кто занимается организацией кампаний, дискредитирующих
неугодных им кандидатов.
Понимание, что мы с большим вниманием и теплом относимся к людям, которым мы нравимся,
возникло задолго до того, как этот принцип подтвердили социальные психологи. Мыслители — от
древнего философа Гекатея («Если хочешь быть любимым — люби»), включая Ральфа Уддо Эмерсона
(«Единственный способ найти друга — стать кому-нибудь другом»), вплоть до Дейла Карнеги («Не
скупитесь на похвалу») — давно пришли к такому заключению. Правда, они не оговаривали точных
условий, при которых этот принцип работает.
Самооценка и привлекательность
Элайн Хатфилд (Walster, 1965) решила выяснить, будет ли людское одобрение особенно приятно
после его долгого отсутствия — как, скажем, обильная пища после дней поста. Чтобы выяснить это, она
раздала нескольким студенткам Стэндфордского университета результаты анализа их личностей, среди
которых были и очень доброжелательные, и не очень. Первые, естественно, порадовали девушек, а
вторые расстроили. Затем Хатфилд попросила студенток дать свою оценку нескольким людям, включая
их сокурсника (весьма симпатичного юноши), который перед самым экспериментом успел переговорить
с каждой из участниц и каждой назначить свидание (никто от свидания не отказался). Как вы думаете,
кому из студенток больше понравился этот юноша — тем, кого только что похвалили, или, наоборот,
тем, кого раскритиковали? Оказалось, что тем, чье чувство собственного достоинства было временно
уязвлено, кто, естественно, нуждался в общественном одобрении. Это помогает объяснить, почему
иногда люди так страстно влюбляются сразу же после того, как их отвергают, затрагивая тем самым их
самолюбие. После этого эксперимента доктор Хатфилд около часа разъясняла студенткам суть
произошедшего и провела собеседование лично с каждой участницей. Она уверяет, что в итоге не
осталось ни одной девушки, которая вышла из лаборатории с чувством уязвленного самолюбия или
досады по поводу несостоявшегося свидания.
Обитание поблизости, привлекательность, сходство, проявление симпатии — известно, что все
эти факторы сильно влияют на формирование дружбы. Иногда дружба перерастает в страстную любовь.
Что же такое любовь? И почему иногда она расцветает, а иногда вянет? К этим вопросам мы теперь и
обратимся.
Понятия для запоминания
Взаимное дополнение (Complementarity) часто проявляемая тенденция к возникновению таких
взаимоотношений между двумя людьми, при которых каждый дополняет то, чего не хватает другому.
Спорная гипотеза взаимного дополнения предполагает, что человека привлекают люди, имеющие
запросы, отличные от его собственных, так как это путь их пополнить.
Обитание поблизости (Proximity) географическое соседство. Обитание поблизости (более
точно «функциональная дистанция») предполагает возникновение симпатии друг к другу.
Стереотипы физической привлекательности (Physical-attractiveness stereotype)
предположение, что внешне привлекательные люди обладают социально желательными чертами: что
красиво, то и хорошо.
Hosted by uCoz