Navigation bar
  Print document Start Previous page
 245 of 264 
Next page End  

характерные особенности людей, то, как они работают и отдыхают (Diener, 1999; Csikszentmihalyi, 2000),
выяснив, есть ли у них тесный круг близких людей, есть ли вера, дающая надежду и поддержку.
Изучение субъективного благополучия дополнительно привлекает внимание общества к физическому и
материальному благополучию, а также к исторически сложившейся увлеченности психологов
негативными эмоциями. Поиски ответа на вопрос, кто счастлив и почему, могут помочь нашей культуре
заново переосмыслить свои приоритеты, а также представить себе мир, который будет способствовать
росту благосостояния человека.
Глава 30. Великие идеи в социальной психологии и религии
Практически в любой области знаний результаты десятков тысяч работ, выводы тысячи
исследователей, открытия сотен теоретиков могут быть спрессованы в несколько основных идей.
Биология предлагает нам принципы естественного отбора и адаптации. Социология выстроена на
концепциях структуры общества, связей с культурой и социальной организации. Музыка использует
наши представления о ритме, мелодии и гармонии.
Какие концепции мы могли бы включить в краткий перечень великих идей социальной
психологии? Какие основные принципы стоят того, чтобы их помнить, даже когда забудется большая
часть того, что вы узнали из этой книги? И в какой степени эти великие идеи о человеческой природе
сочетаются с идеями, выдвигаемыми в других областях науки — например, в теологии? Каждая из
религий предлагает свои ответы на такие серьезные вопросы, как: кто мы такие? Почему мы здесь? Что
нам нужно делать? Поэтому давайте рассмотрим, каким образом великие идеи социальной психологии
связаны с идеями христианской религии, преобладающей в Европе и обеих Америках [Можно точно так
же связать взгляды социальной психологии на человеческую природу с идеями, выведенными из других
религиозных традиций. Я выбрал христианскую, так как она более других знакома мне и большинству
моих читателей. (Прим. автора.)].
Мой список «великих идей, которые мы должны всегда помнить», включает четыре истины,
каждая из которых имеет и оборотную сторону. Еще 300 лет назад Блез Паскаль напоминал, что ни одна
из истин не бывает достаточной, ибо мир не прост. Любая истина, оторванная от истины, ее
дополняющей, — лишь половина истины. Только объединив противоположные, дополняющие друг
друга, начала — то, что китайцы называют инь и ян,— мы сможем увидеть окружающую нас
действительность в более реальном свете.
Рациональность и иррациональность
«Какое чудо природы человек! Как благородно рассуждает! С какими безграничными
возможностями!» — восклицал шекспировский Гамлет. И действительно, наши познавательные
способности достойны восхищения. Три фунта живой ткани в нашей черепной коробке содержат схему
более сложную, чем все телефонные сети планеты вместе взятые. Эта схема позволяет нам
перерабатывать информацию, прикладывая при этом минимальные усилия или чисто автоматически, а
также запоминать огромные объемы информации и мгновенно выносить суждения, воспользовавшись
приближенными методами анализа. Одна из наиболее «человеческих» склонностей — это наше
страстное желание объяснять свое поведение, соотносить его с какой-то причиной, тем самым
представляя его более упорядоченным, предсказуемым и контролируемым. Подобно ученым,
обладающим интуицией, мы разумно и довольно точно выстраиваем наши атрибуции, подгоняя их под
наши повседневные нужды.
Да, откликаются иудейские и христианские теологи, мы созданы по божественному подобию и
нам дано управлять землей и всем живым на ней. Мы вершина работы Творца, истинно божьи дети.
И все же наши объяснения уязвимы для ошибки, настаивают социальные психологи. Наблюдая
за другими, мы склонны руководствоваться предвзятыми мнениями, «видеть» иллюзорные связи и
причины, относиться к людям так, что это провоцирует их оправдывать наши ожидания. Мы также
Hosted by uCoz