Navigation bar
  Print document Start Previous page
 32 of 264 
Next page End  

составление учебного плана. После этого их установки действительно сместились в сторону большего
противодействия студенческому контролю. Когда же участников эксперимента попросили припомнить,
как они ответили на вопрос до написания эссе, студенты «вспомнили» те убеждения, которых
придерживались сейчас, и утверждали, что эксперимент никоим образом не повлиял на их мнение.
Исследователи Д. Р. Уиксон и Джеймс Лэрд (D. R. Wixon & James Laird, 1976) провели похожий опрос
среди студентов из университета Кларка, и он также подтвердил, что учащиеся отказываются от своих
прежних установок, причем «с такой быстротой, бесповоротностью и уверенностью, что это не может
не удивлять».
Исследователи из Мичиганского университета провели два опроса национальной выборки
старшеклассников: первый — в 1973 году, второй — в 1982-м (Markus, 1986). Когда участников опроса
попросили вспомнить свое мнение 1973 года по таким вопросам, как поддержка меньшинств,
легализация марихуаны и равноправие полов, большая часть ответов была ближе к их взглядам 1982
года, а не к действительным взглядам 1973-го. После своих наблюдений за взрослеющими людьми
Джордж Валльян (George Vaillant, 1977, p. 197) как-то заметил: «Обычное дело: гусеницы превращаются в
бабочек, а затем уверяют, что они и в юности были маленькими бабочками. Зрелость всех нас делает
лжецами».
Воскрешая прошлое, мы окрашиваем его в более яркие цвета. Теренс Митчелл, Ли Томпсон и их
коллеги (Mitchell & Leigh Thompson & others, 1994, 1997) отмечают, что многим из нас свойственно видеть
свое прошлое в «розовом свете»: в воспоминаниях приятное кажется еще более приятным. Студенты в
трехнедельном велосипедном пробеге, семейные пары, путешествующие по Австрии, школьники на
каникулах — все говорят об удовольствиях своего отдыха, и слова их соответствуют действительности.
Однако позже они рассказывают о пережитом с еще большим восторгом, практически забывая о
неприятных и раздражающих моментах, помня только хорошее. Так же и мне вот сейчас, после
возвращения к привычным проблемам на работе, время, проведенное в Шотландии, кажется просто
благословенным. В любом позитивном переживании всегда что-то принадлежит предвкушению, что-то
реальному переживанию, а что-то «розовым воспоминаниям».
Кэти Мак-Фарланд и Майкл Росс (Cathy McFarland & Michael Ross, 1985) обнаружили, что мы
пересматриваем свои воспоминания о других людях по мере того, как меняется наше отношение к ним.
Они попросили студентов и студенток университета оценить своих возлюбленных, а затем через два
месяца снова попросили их о том же. Юноши и девушки, чья любовь стала только сильнее, как правило,
вспоминали, что влюбились с первого взгляда. Те же, кто прервал отношения, чаще всего отзывался об
экс-партнере как об эгоисте (или эгоистке) с плохим характером.
Диана Холмберг и Джон Холмс (Diane Holmberg & John Holmes, 1994) обнаружили тот же самый
феномен среди 373 молодых супружеских пар. Большинство новобрачных говорили, что они очень
счастливы. Когда два года спустя опрос повторили, те, чей брак оказался неудачным, вспоминали, что
все у них было плохо с самого начала. Полученные результаты, говорят Холмберг и Холмс,
«настораживают»: «Такие предубеждения могут привести к опасной нисходящей спирали. Чем хуже вы
думаете о своем партнере сегодня, тем хуже будут воспоминания о нем, которые еще более подтвердят
ваши негативные установки».
Нельзя сказать, что мы вообще не помним своих прежних чувств. Но когда воспоминания
туманны, ими руководят наши нынешние чувства. Из поколения в поколение родители самыми
горькими словами отзываются о жизненных ценностях своих детей,— и происходит это отчасти
потому, что они, воскрешая ценности своей давно ушедшей молодости, приближают их к своим
сегодняшним установкам.
Реконструкция прошлого поведения
Реконструирование воспоминаний позволяет нам пересматривать свои собственные жизненные
истории. Майкл Росс, Кэти Мак-Фарланд и Гарт Флетчер (Michael Ross, Cathy McFarland & Garth Retcher,
1981) дали студентам университета Ватерлоо прочесть брошюру, которая убеждала, что чистить зубы —
весьма полезное занятие. В совсем другом эксперименте, проведенном спустя пару недель, эти студенты
Hosted by uCoz