Navigation bar
  Print document Start Previous page
 64 of 264 
Next page End  

чересчур высокого мнения. В литературе снова и снова описываются ловушки гордыни. А в
христианстве гордыня называется первой среди «семи смертных грехов».
Если высокомерие сродни благосклонному к себе отношению, тогда что же такое смирение?
Презрение к себе? И можем ли мы самоутверждаться и воспринимать самих себя без благосклонного
пристрастия? Перефразируя ученого и писателя К. С. Льюиса, смирение заключается не в том, что
красивые люди стараются убедить себя, что они уродливы, а умные — что они глупы. Ложная
скромность на самом деле может быть прикрытием гордыни, когда люди полагают, что они смиреннее
многих. Джеймс Фридрих (James Friedrich, 1996) отмечает, что многие студенты поздравляют себя с тем,
что они лучше многих других, потому что не думают о себе, что они лучше других! Истинное смирение
больше похоже на бескорыстие, чем на ложную скромность.
Понятия для запоминания
Препятствия, которые мы создаем сами (Self-handicapping) защита представления о самом
себе, выстраиваемая с помощью поведения, которым при необходимости можно оправдать неудачу.
Пристрастие к «игре в свою пользу» (Self-serving bias) тенденция относиться к себе более
благосклонно, чем к другим.
Самопрезентация (Self-presentation) акт самовыражения и поведения, направленный на то,
чтобы создать у окружающих и у самого себя благоприятное впечатление.
Эффект ложного консенсуса (False consensus effect) тенденция переоценивать
распространенность какого-либо мнения, нежелательного или неэффективного поведения.
Эффект ложной уникальности (False uniqueness effect) тенденция недооценивать тот факт, что
определенные способности и умение эффективно действовать не являются столь уж уникальными.
Глава 8. Сила позитивного мышления
Выше мы обсудили два пристрастия, которые, как обнаружили социальные психологи, присущи
многим из нас: тенденцию игнорировать влияние внешних сил при истолковании поведения других
людей (фундаментальная ошибка атрибуции) и тенденцию благосклонно к себе относиться (пристрастие
«к игре в свою пользу»). Первое может привести нас к непониманию чужих трудностей (например, мы
можем предположить, что безработные непременно ленивы или некомпетентны). Второе может
разжечь конфликт между отдельными людьми и даже между целыми народами, когда каждый считает
себя более высоконравственным и достойным восхищения, чем другие.
Исследования фундаментальной ошибки атрибуции и пристрастия «к игре в свою пользу»
раскрывают глубинную правду о человеческой природе. Но отдельные истины редко дают
исчерпывающее представление о предмете, потому что мир очень сложен. Реальная жизнь вносит очень
важные дополнения. Высокая самооценка — чувство собственного достоинства — помогает людям
приспосабливаться к жизненным обстоятельствам. По сравнению с теми, кто имеет низкую самооценку,
люди, у которых она высока, более счастливы, менее невротичны, меньше страдают от язв и
бессонницы, менее склонны к употреблению наркотиков и алкоголизму (Brockner & Hulton, 1978; Brown,
1991). Многие психологи-практики сообщают, что в основе отчаяния чаще всего кроется непризнание
человеком своих достоинств.
Дополнительное исследование «локуса контроля», оптимизма и «приобретенной
беспомощности» подтверждает, насколько выгоднее считать себя компетентным и умелым. Альберт
Бандура (Albert Bandura, 1986) свел все вышеупомянутые понятия в одну концепцию, названную им
самоэффективностью, — своего рода научную трактовку здравого смысла, на который опирается сила
позитивного мышления. Оптимистическая вера в собственные силы приносит ощутимые плоды. Люди
с высокой самоэффективностью более настойчивы, менее тревожны, менее склонны к депрессиям,
добиваются больших успехов в обучении (Gecas, 1989; Maddux, 1991; Scheier & Carver, 1992).
Hosted by uCoz