Navigation bar
  Print document Start Previous page
 78 of 264 
Next page End  

В целом поведение мужчин варьируется от проявлений жесткости в конкурентной борьбе до
нежной заботы. То же самое верно и для женщин. Не отрицая этого, психологи Нэнси Ходороу (Nancy
Chodorow, 1978, 1989), Джин Бейкер Миллер (Jean Baker Miller, 1986) и Кэрол Гиллиган (Carol Gilligan,
1982, 1990) утверждают, что женщины чаще мужчин отдают приоритет близким отношениям между
людьми.
Разница проявляется уже с детства. Мальчики стремятся к независимости, девочки к
взаимозависимости. Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше. Девочки
предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия,
там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых (Lever, 1978). В
зрелом возрасте гендерные различия проявляются еще шире. Мужские разговоры в основном
ориентированы на решение задач, женские — на личные взаимоотношения (Tannen, 1990). Собравшись
вместе, мужчины склонны обмениваться информацией, женщины — делиться своими жизненными
проблемами и давать друг другу советы (Dindia & Alien, 1992; Eagly, 1987). Среди студентов-
первокурсников 5 из 10 мужчин и 7 из 10 женщин говорят, что это очень важно — «помогать тем, кто
попал в беду» (Sax & others, 1993).
По данным Фелиции Пратто и ее коллег (1977), женщины в основном тяготеют к работе, в
которой не так сильно подчеркивается межполовое неравенство (адвокатура, реклама,
благотворительность); мужчины же, напротив,— к работе, где неравенство полов проявляется особенно
явно (работа прокурором, сфера корпоративной рекламы). В США в профессиях, связанных с опекой и
заботой (например, социальные работники, учителя, воспитатели, сиделки) чаще всего заняты
женщины. Женщины более склонны к благотворительности: среди завещавших свое наследство на
сумму свыше 5 миллионов долларов на благотворительные цели — 48 % женщин и 35 % мужчин.
Женские колледжи получают огромные пожертвования от своих выпускниц (National Council for Research
on Women, 1994).
Женщины — матери, сестры, дочери и бабушки — связывают семью воедино (Rossi & Rossi,
1990). Женщины тратят больше времени на заботу о детях-дошкольниках и престарелых родителях (Eagly
& Crowley, 1986). Они покупают больше поздравительных открыток и подарков к дням рождений
(DeStefano & Colasanto, 1990; Hallmark, 1990). Во время эксперимента, в котором испытуемым
предлагалось охарактеризовать самих себя с помощью фотографий, женщины чаще выбирали те
фотографии, где они были окружены членами своей семьи (Clancy & Dollinger, 1993).
Женщины более склонны описывать себя как людей, проявляющих эмпатию, способных
сопереживать — радоваться с теми, кто радуется, и плакать с теми, кто плачет. Различия в степени
эмпатии прослеживаются между мужчинами и женщинами и в лабораторных экспериментах, правда в
меньшей степени. Женщины чаще плачут и чаще говорят, что они огорчены чужими бедами (Eisenberg &
Lennon, 1983). Это объясняет, почему и мужчины, и женщины отмечают, что дружба с женщиной
оказывается более тесной, там можно найти больше заботы и взаимопонимания (Rubin, 1985; Sapadin,
1988). В те моменты, когда человек — не важно, мужчина это или женщина — нуждается в том, чтобы
рядом был кто-то, с кем можно поделиться и радостью и горем, он скорее обратится к женщине.
Одним из объяснений различий в проявлении эмпатии может послужить тот факт, что женщины
обычно лучше интерпретируют эмоции окружающих. Проанализировав 125 исследований
восприимчивости невербальных команд, Джудит Холл (Judith Hall, 1984) обнаружила следующее: в
целом женщины превосходят мужчин в расшифровке сообщений, заложенных в эмоциях окружающих.
Например, после демонстрации двухсекундного отрывка немого кинофильма, во время которого на
экране демонстрировали огорченное лицо героини, женщины более точно определяли, что она делала:
критиковала кого-то или обсуждала свой развод.
Женщины более искусны в невербальном выражении эмоций, сообщает Холл. С особой
очевидностью это проявляется при выражении позитивных эмоций, добавляют Эрик Коатс и Роберт
Фельдман (Erick Coats and Robert Feldman, 1996). Они записывали на видеопленку поведение и лица
людей в различные моменты жизни: счастливые, печальные, рассерженные. Когда эти видеоклипы
прокручивались беззвучно, наблюдатели более точно определяли, что демонстрируются именно
счастливые моменты жизни, если героями были женщины (мужчины гораздо искуснее в выражении
гнева).
Hosted by uCoz