Navigation bar
  Print document Start Previous page
 103 of 205 
Next page End  

очень ненадежной во всех отношениях.
Неуверенность — правая рука принципа социального доказательства. Как уже отмечалось, когда
люди неуверенны, они обращают особое внимание на действия других, чтобы руководствоваться ими в
своих собственных действиях. Во враждебном гайанском окружении члены Народного Храма были
готовы следовать примеру других. Но, как мы уже видели, особенно заразителен пример похожих
людей. Перед нами открывается жуткая красота стратегии преподобного Джима Джонса. В такой стране,
как Гайана, для выходцев из Джонстауна не могло быть других «похожих», кроме самих бывших
жителей Джонстауна.
Что является правильным для члена общины, определялось в основном тем, что делали и во что
верили другие члены коммуны, находившиеся под сильнейшим влиянием Джонса. Рассматриваемые с
этой точки зрения организованность, отсутствие паники, спокойствие, с которым люди шли к цистерне
с ядом и к своей смерти, становятся понятными. Члены организации не были загипнотизированы
Джонсом; они были убеждены — и в этом главную роль сыграл принцип социального доказательства,
— что самоубийство является правильным действием. Чувство неуверенности, которое члены общины,
разумеется, испытали, услышав команду своего лидера, заставило их посмотреть на тех, кто их окружал,
чтобы определить, как следует вести себя в данной ситуации.
Особенно важно то, что члены Народного Храма нашли два впечатляющих общественных
доказательства, каждое из которых подталкивало их в одном и том же направлении. В качестве первого
источника социального свидетельства выступили члены группы, которые быстро, не задумываясь,
приняли яд. В любой группе, где властвует сильный лидер, всегда найдется несколько таких
фанатически послушных индивидов. Трудно узнать в данном случае, были они заранее специально
проинструктированы, как надо будет в нужный момент подать пример, или они просто были наиболее
внушаемыми по своей природе и, вследствие этого, самыми послушными воле Джонса. Это не имеет
значения; психологический эффект действий этих индивидов, несомненно, был очень сильным.
Услышанное или прочитанное сообщение о самоубийстве может заставить впечатлительного человека
убить себя, даже если самоубийца ему неизвестен и не имеет с ним ничего общего. Вообразите,
насколько более «заразительным» будет подобный акт, совершенный без колебания вашими соседями в
отдаленном поселении в такой стране, как Гайана. Вторым источником социального свидетельства
являлась толпа. Как я думаю, то, что произошло, было ярким проявлением феномена плюралистического
невежества. Каждый член общины наблюдал за действиями окружающих, чтобы оценить ситуацию, и,
находя, что все остальные выглядят спокойными (они ведь тоже скорее тайком следили за другими, чем
самостоятельно реагировали), решал, что терпеливо встать в очередь за ядом будет правильным.
Подобное неверно истолкованное, но тем не менее убедительное социальное доказательство
явилось причиной жуткого спокойствия членов группы, которые шагнули навстречу своей смерти в
джунглях Гайаны.
По моему мнению, большинство исследователей, пытавшихся проанализировать данный
инцидент, излишне сосредоточивались на личных качествах Джима Джонса. Бесспорно, Джонс был
сильным лидером. Однако в основе власти, которой он обладал, лежали, на мой взгляд, не столько его
выдающиеся личные качества, сколько его глубокое понимание фундаментальных психологических
принципов. Будучи гениальным лидером, Джонс осознавал, что личное лидерство не может не быть
ограничено. Ни один лидер не может постоянно и без посторонней помощи убеждать в чем-либо всех
членов группы. Волевой лидер, однако, может убедить некоторую часть членов группы. Затем
необработанная информация, воспринятая достаточным количеством членов группы, может «сама»
убедить остальных. Следовательно, наиболее влиятельными являются такие лидеры, которые умеют
создать в группе атмосферу, наиболее подходящую для того, чтобы принцип социального доказательства
работал на них.
Похоже, Джонс был именно таким лидером. Он сделал ловкий ход, переселив коммуну в Гайану
и оторвав ее тем самым от урбанистического Сан-Франциско. В условиях изоляции в джунглях
экваториальной части Южной Америки чувство неуверенности, испытываемое членами общины, и
отсутствие рядом с ними посторонних людей, которые были бы хоть в чем-то похожи на них, заставили
принцип социального доказательства работать на Джонса с максимальной отдачей. В таких условиях
общину, состоящую из тысячи человек, чересчур большую, чтобы один человек был в состоянии держать
Hosted by uCoz