Navigation bar
  Print document Start Previous page
 105 of 205 
Next page End  

лидера —
chef de claque —
и нескольких рядовых — claqueurs) превратились в устойчивую традицию
повсюду в мире оперы. Как отмечает музыковед Роберт Сабин (Sabin, 1964), «к 1830 году клакеры
завоевали большую популярность, они собирали деньги днем, аплодировали вечером, все совершенно
открыто... Скорее всего, ни Саутон, ни его союзник Порчер и подумать не могли, что разработанная ими
система получит настолько широкое распространение в мире оперы».
Клакеры не хотели останавливаться на достигнутом. Находясь в процессе творческого поиска,
они стали пробовать новые стили работы. Если те, кто занимается записью механического смеха,
нанимают людей, которые «специализируются» на хихиканье, фырканье или громком хохоте, то клаки
готовили собственных специалистов узкого профиля. Например, pleureuse должен был начинать рыдать
по сигналу, bisseu в исступлении кричать «bis», rieur заразительно смеяться.
Бросается в глаза открытый характер мошенничества. Саутон и Порчер не считали нужным
скрывать клакеров или хотя бы менять их. Клакеры часто сидели на одних и тех же местах,
представление за представлением, год за годом. Один и тот же chef de claque мог руководить ими в
течение двух десятилетий. От публики не скрывались даже денежные сделки. Через сто лет после
зарождения системы клаки в лондонской «Музыкальной Тайме» (Musical Times) стали печатать цены на
услуги итальянских claqueurs (рис. 4.8). В мире и «Риголетто», и «Мефистофеля» зрительской аудиторией
с выгодой для себя манипулировали те, кто использовал социальное доказательство даже тогда, когда
оно было явно фальсифицированным.
За аплодисменты при выходе, если это джентльмен — 25 лир.
За аплодисменты при выходе, если это леди — 15 лир.
Обычные аплодисменты в ходе представления — 10 лир.
Громкие и длительные аплодисменты в ходе представления — 15 лир.
Еще более громкие и длительные аплодисменты — 17 лир.
За вмешательство криками «Bene!» или «Bravo!» — 5 лир.
За «Bis» во что бы то ни стало — 50 лир.
Дикий энтузиазм — следует заранее договариваться о сумме.
Рис. 4.8. Цены на услуги итальянских клакеров. Клакеры вели себя настолько дерзко, что
предлагали свои услуги — от «обычных аплодисментов» до «дикого энтузиазма» — публично, в данном
случае в газете, читаемой многими из той аудитории, на которую клакеры хотели повлиять. Щелк,
зажужжало
И в наше время разного рода спекулянты понимают, так же как в свое время понимали это
Саутон и Порчер, какое большое значение имеют механические действия при использовании принципа
социального доказательства. Они не считают нужным скрывать искусственную природу социального
доказательства, которое они предоставляют, — это подтверждается низким качеством записей
механического смеха на телевидении. Психологические эксплуататоры самодовольно улыбаются, когда
им удается поставить нас в затруднительное положение. Мы либо должны позволить им дурачить нас,
либо должны отказаться от полезных, в общем-то, автопилотов, которые делают нас уязвимыми.
Однако, думая, что они поймали нас в ловушку, из которой нам не выбраться, подобные эксплуататоры
ошибаются. Небрежность, с которой они создают поддельные социальные доказательства, позволяет
нам оказать сопротивление.
Остановитесь, люди: Покупатели с Марса рядом!
Дэйв Барри (Найт Риддер, Ньюс Сервис)
Недавно я смотрел телевизор, шла рекламная передача, и диктор тоном, каким обычно
рассказывают о событиях в Персидском заливе, сказал: «Теперь покупатели могут задать Анжеле
Лэнсбери [Анжела Лэнсбери (Angela Lansbury) американская актриса. — Примеч. ред.] свои вопросы
относительно "Бафферина"! [«Бафферин» (Bufferin) — разновидность аспирина. — Примеч. ред.
Естественной реакцией всякого нормального человека на подобное заявление будет недоумение:
«Какое дело Анжеле Лэнсбери до "Бафферина"?» Но в передаче были показаны несколько покупателей,
которые были выбраны якобы наугад и остановлены прямо на улице. И у каждого из них был вопрос к
Hosted by uCoz