Navigation bar
  Print document Start Previous page
 115 of 205 
Next page End  

двоих более привлекательной оказывалась жертва, подсудимому присуждался штраф в среднем в
размере 10 051 доллара. Таким образом, как женщины, так и мужчины из числа присяжных
демонстрировали свои предпочтения, обусловленные физической привлекательностью подсудимых
(Kulka & Kessler, 1978).
Другие эксперименты показали, что красивые люди чаще получают помощь, когда они в ней
нуждаются (Benson, Karabenic, & Lerner, 1976); в споре им без особых усилий удается склонить
оппонентов на свою сторону (Chaiken, 1979). Представители обоих полов реагируют на
привлекательную внешность примерно одинаково. Так, согласно исследованию, проведенному
Бенсоном и его коллегами, обладающие приятной внешностью мужчины и женщины получают помощь
от представителей собственного пола даже чаще, чем от представителей противоположного пола.
Исключение из этого правила имеет место тогда, когда привлекательный человек рассматривается как
соперник. Однако очевидно, что в остальных случаях симпатичные люди имеют значительные
преимущества. Они больше нравятся окружающим, они более убедительны, им охотнее помогают, их
чаще считают обладающими более желательными чертами характера и умными. Похоже, что уже в
раннем детстве ребенок получает представление о социальных выгодах, обусловленных красивой
внешностью. Любопытные данные были получены в ходе исследования, проведенного психологами в
начальной школе. Оказывается, взрослые придают меньшее значение агрессивным действиям, если они
совершаются красивыми детьми (Dion, 1972), а учителя считают, что привлекательные дети умнее, чем
их менее симпатичные одноклассники (Ritts, Patterson & Tubbs, 1992).
Неудивительно, что ореол физической привлекательности часто используется «профессионалами
уступчивости». Поскольку нам больше нравятся физически привлекательные люди и поскольку мы
склонны уступать тем, кто нам нравится, становится понятно, почему будущих торговых агентов учат
хорошо одеваться и правильно себя вести, почему модные модельеры берут на работу в свои магазины
симпатичных молодых людей и почему мошенники и мошенницы, как правило, красивы.
В парфюмерной промышленности с недавних пор стали использовать описанный выше гало-
эффект остроумным способом — рекламируя его. Базирующаяся в Вашингтоне Ассоциация косметики,
парфюмерии и ароматов (Cosmetic, Toiletry, and Fragrance Association) выделила значительные средства
на финансирование исследовательских проектов, целью которых является предоставление потребителям
сведений о скрытых выгодах личной красоты. На одной конференции в Нью-Йорке, на которую было
приглашено значительное число представителей средств массовой информации, были объявлены
результаты «крупного научного исследования», доказывающие, что привлекательная внешность имеет
очень большое значение. Исследователи заявили, что привлекательные индивиды имеют меньше
шансов оказаться осужденными за совершенные преступления, больше шансов получить работу, причем
высокооплачиваемую, их с большей долей вероятности будут считать добрыми, интересными и
компетентными. Хотя ученым уже давно известны эти факты, теперь информация, видимо, будет
распространяться намного быстрее, коль скоро о ней знают и представители косметической индустрии.
В их интересах донести эти сведения до как можно большего числа людей. [Замечали ли вы когда-
нибудь, что, несмотря на свой привлекательный внешний вид, многие красивые люди, похоже, не
разделяют того положительного мнения об их личностных качествах и способностях, которое
складывается у сторонних наблюдателей? Исследователи не только подтвердили наличие слабой связи
между привлекательностью и самоуважением (Adams, 1977), но и предложили логичное объяснение. По
мнению ряда авторов, люди с красивой внешностью осознают, что положительная оценка их другими
людьми основывается не на их действительных достоинствах и способностях, а часто бывает
обусловлена гало-эффектом (Major, Carrington & Carnevale, 1984). В итоге у многих красивых людей
заметно снижается самооценка.]
Сходство
Как известно, большинство людей обладают средней внешностью. Существуют ли другие
факторы, которые можно использовать, чтобы добиться расположения? И психологам и
«профессионалам уступчивости» известно несколько таких факторов, одним из которых — и одним из
самых влиятельных — является фактор сходства.
Hosted by uCoz