Navigation bar
  Print document Start Previous page
 118 of 205 
Next page End  

проведите эксперимент. Возьмите негатив фотографии, которая показывает полностью ваше лицо, и
сделайте с его помощью пару отпечатков — один, показывающий, как вы выглядите на самом деле, и
другой, показывающий «зеркальный» образ (левая и правая стороны вашего лица при этом поменяются
местами). Теперь решите, какая «версия» вашего лица нравится вам больше, а затем попросите сделать
выбор вашего лучшего друга. Скорее всего, произойдет нечто странное: ваш друг предпочтет
«правильный» отпечаток, а сами вы окажете предпочтение зеркальному образу. Почему? Потому что вы
оба будете положительно реагировать на знакомое лицо ваш друг на то, которое видит он, а вы на
то, которое каждый день видите в зеркале (Mita, Dermer & Knight, 1977).
Фактор знакомства играет важную роль при решении самых разных вопросов, включая
политические (Grush, 1980; Grush, McKeough & Ahlering, 1978). Похоже, избиратели часто отдают
предпочтение какому-либо кандидату просто потому, что его имя кажется им знакомым. Во время
выборов, проводившихся несколько лет тому назад в Огайо, человек, имевший мало шансов выиграть в
борьбе за пост главного прокурора штата, одержал победу лишь потому, что незадолго до выборов
сменил свою фамилию на фамилию Браун — члены семейства Браун имели большой авторитет у
жителей Огайо.
Как может случаться подобное? Попробуем ответить на этот вопрос. Мы часто не осознаем, что
на нашу точку зрения на какой-либо предмет или явление влияет то, сколько раз мы с ним сталкивались
в прошлом. Был проведен интересный эксперимент. Испытуемым показывали на экране лица
нескольких индивидов в очень быстром темпе, так что позже испытуемые не могли их узнать. Однако
чем чаще лицо какого-либо человека мелькало на экране, тем чаще испытуемым нравился именно этот
человек, когда они вступали в последующее взаимодействие. А поскольку расположение способствует
оказанию социального влияния, слова индивидов, чьи лица появлялись на экране чаще других, казались
испытуемым наиболее убедительными (Bornstein, Leone & Galley, 1987).
Принимая во внимание склонность людей хорошо относиться к тому, с чем они уже
сталкивались, некоторые психологи рекомендуют соответствующим образом подходить к расовой
проблеме. Они считают, что если представители различных рас будут больше общаться на равных, то
они естественным образом начнут испытывать симпатию друг к другу. Для того чтобы проверить
истинность этого предположения, психологи стали внимательно изучать проблему школьной
интеграции и обнаружили не соответствующую их представлениям модель. Школьная десегрегация
скорее обостряет межрасовые противоречия, нежели сглаживает их (Stephan, 1978).
Давайте остановимся на проблеме школьной интеграции. Какими бы добрыми намерениями ни
руководствовались поборники межрасовой гармонии, считающие, что достичь ее можно посредством
простого сближения рас, их старания вряд ли принесут плоды, поскольку доказательства, на которых
они основываются, весьма основательно вводят в заблуждение (Gerard, 1983; Mauyana, Miller & Holtz,
1986). Во-первых, исследования показали, что в школьной обстановке дети взаимодействуют с членами
других этнических групп менее охотно, чем с членами своей собственной группы. Надо признать, что
школьная интеграция во многом формальна. Учащиеся стараются держаться в рамках своей этнической
группы и неохотно сближаются с членами других групп (Rogers, Hennigan, Bowman & Miller, 1984; Oscamp
& Schultz, 1998). Во-вторых, исследования показывают, что близкое знакомство с каким-либо человеком
не обязательно способствует появлению симпатии к нему. Многократно повторяющиеся столкновения с
индивидом при неблагоприятных обстоятельствах, в случаях, когда имеют место разочарование,
конфликт или конкуренция, как правило, не улучшают отношение к этому индивиду (Burgess & Sales,
1971; Swap, 1977; Zajonc, Markus & Wilson, 1974). А атмосфера в типичной американской классной
комнате далека от идеальной.
Ниже приводится отчет психолога Эллиота Аронсона, консультанта по школьным проблемам,
работающего в Остине, штат Техас. Данная им характеристика традиционной образовательной
деятельности может быть отнесена практически к любой средней школе в Соединенных Штатах.
«В общем, вот как это работает. Учитель стоит перед классом и задает вопросы. От шести до
десяти детей подпрыгивают на своих местах и размахивают руками перед лицом учителя, горячо желая
выйти к доске и показать, какие они умные и сообразительные. Несколько детей сидят спокойно, отводя
глаза и пытаясь стать невидимыми. Когда учитель вызывает одного ребенка, на лицах нетерпеливых,
мечтающих выступить учащихся появляется выражение разочарования и смятения, а на лицах не
Hosted by uCoz