Navigation bar
  Print document Start Previous page
 12 of 205 
Next page End  

рассматривается как контролируемое реагирование (Chaiken & Troppe, 1999).
Многочисленные лабораторные исследования показали, что люди склонны осмысленно
реагировать на информацию тогда, когда у них есть и желание и возможность тщательно ее
анализировать; в противном случае люди обычно предпочитают реагировать по типу щелк,
зажужжало (см. работы Chaiken & 1999, Petty & Wegener, 1999). В университете Миссури было
проведено интересное исследование (Petty, Cacioppo, & Goldman, 1981). Студентам дали прослушать
запись выступления, в котором речь шла о необходимости сдачи студентами-выпускниками экзамена по
всему пройденному на последнем курсе материалу для получения допуска к выпуску. Эта проблема
сильно затрагивала студентов, потому что им сказали, что такой экзамен может быть введен уже в
следующем году — до того, как они успеют закончить университет. Неудивительно, что эта тревожная
новость вызвала у студентов желание тщательно проанализировать приведенные аргументы. Однако
для другой группы студентов данный вопрос не имел большого личного значения, поскольку им сказали,
что экзамен будет введен только после того, как они закончат университет; у студентов из этой группы
не возникло сильной потребности тщательно анализировать аргументы. Результаты исследования
нетрудно было предвидеть. На мнение тех испытуемых, которые не имели личной заинтересованности
в данном вопросе, прежде всего повлияла компетентность человека, выдвинувшего данное
предложение, в сфере образования. Эти студенты воспользовались правилом «Если так говорит
специалист, значит, это должно быть верно» и практически не обратили внимания на убедительность
доказательств, приведенных выступающим. На тех же испытуемых, для которых данный вопрос имел
личное значение, статус оратора практически не оказал влияния; они прежде всего отметили силу
выдвинутых аргументов.
Итак, похоже, что, когда реагирование по типу щелк, зажужжало становится опасным, мы
обеспечиваем себя страховочной сеткой. Мы начинаем бороться с соблазном автоматически
прореагировать на один-единственный (играющий роль пускового механизма) элемент имеющейся в
нашем распоряжении информации, когда встающая перед нами проблема является для нас важной. Без
сомнения, так происходит в большинстве случаев (Leippe & Elkin, 1987). Однако все не так просто.
Вспомните, ранее мы узнали, что люди склонны осмысленно реагировать только тогда, когда у них есть
желание и возможность анализировать информацию. Я пришел к выводу, что напряженный ритм
современной жизни часто не позволяет нам принимать полностью осмысленные решения даже по
многим важным для нас вопросам (Cohen, 1978; Milgram, 1970). Иногда вопросы бывают такими
сложными, время — таким ограниченным, отвлекающие моменты — такими назойливыми,
эмоциональное возбуждение — таким сильным, умственное напряжение — таким высоким, что мы
оказываемся не в состоянии быть внимательными и действовать обдуманно. Важен вопрос или нет, мы
вынуждены мыслить стереотипно. [Заметьте, что даже если мы далеко не всегда применяем
комплексный подход к решению важных для нас проблем, мы хотим, чтобы те, кто является для нас
авторитетом в той или иной области — врачи, бухгалтеры, юристы, брокеры — применили бы этот
подход за нас (Kahn & Baron, 1995). Когда мы стоим перед необходимостью сделать нелегкий выбор, нам
нужен подробный, добросовестный анализ ситуации, и часто мы идем по самому простому пути:
перекладываем эту задачу на тех людей, мнению которых мы доверяем.]
Здесь уместно будет поговорить о фатальных последствиях так называемого феномена
капитанства (Foushee, 1984). Специалисты Федеральной авиационной администрации (Federal
Aviation Administration), занимающиеся установлением причин несчастных случаев, обратили внимание
на то, что часто очевидная ошибка капитана не исправляется другими членами команды, что приводит к
крушению. Похоже, что, несмотря на очевидную личную значимость вопросов, связанных с
управлением самолетом, члены команды использовали правило-стереотип «Если так говорит
специалист, это должно быть верно», не обращая внимания на гибельную ошибку капитана (Harper,
Kidera, & Cullen, 1971).
Несколько лет назад одна крупная авиационная компания была так сильно обеспокоена данной
тенденцией, что провела эксперимент среди своего персонала с целью выяснения масштабов проблемы.
Была произведена имитация полетов в неблагоприятных погодных условиях и, соответственно, в
условиях плохой видимости — именно при таких обстоятельствах сложность задачи, эмоциональное
возбуждение и умственное напряжение способствуют стереотипному реагированию. В тайне от других
Hosted by uCoz