Navigation bar
  Print document Start Previous page
 121 of 205 
Next page End  

название метод «составной картинки-головоломки»,
был впервые применен Эллиотом Аронсоном и
его коллегами в Техасе и Калифорнии (Aronson, Stephan, Sikes, Blaney & Snapp,1978).
Суть метода «составной картинки-головоломки» заключается в следующем. Педагоги побуждают
учащихся к совместной работе по овладению материалом, который будет проверяться на предстоящем
экзамене. Формируются команды учащихся, причем каждому из них предоставляется только часть
информации, необходимой для выполнения какой-либо учебной задачи. Таким образом, учащимся
приходится по очереди учить друг друга и помогать друг другу. Каждый нуждается во всех остальных.
Работая над задачами, которые могут быть решены только объединенными усилиями, учащиеся,
подобно мальчикам из лагеря, участвовавшим в экспериментах Шерифа, из соперников превращаются в
союзников.
Применение метода «составной картинки-головоломки» в недавно десегрегированных классах
дало впечатляющие результаты. Исследования показали, что, по сравнению с классами, в которых
использовался традиционный конкурентный метод, в классах, в которых применялся метод «составной
картинки-головоломки» отношения между членами различных этнических групп были более
дружественными. Помимо значительного снижения уровня враждебности, в этих классах отмечались и
другие положительные моменты: учащиеся, относящиеся к этническим меньшинствам, стали больше
уважать себя, любить школу, а также стали лучше учиться. Выиграли также и белые ученики. Их
самооценка заметно повысилась, интерес к занятиям возрос, а успеваемость осталась, по крайней мере,
на таком же уровне, какой отмечался до десегрегации (Aronson, Bridgeman & Geffner, 1978a, 1978b).
Подобные достижения нуждаются в более подробном объяснении. Что именно происходило в
классах, в которых применялся метод «составной картинки-головоломки»? Что позволило получить
результаты, на которые никто уже не надеялся? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к
исследованию, проведенному Аронсоном. Карлос, юный американец мексиканского происхождения,
впервые оказался в группе, при обучении которой применялся метод «составной картинки-
головоломки». Задачей Карлоса было усвоить, а затем передать остальным информацию об
определенном периоде жизни Джозефа Пулитцера. Всем членам группы вскоре предстояло сдавать
зачет, один из вопросов которого касался жизни и деятельности этого знаменитого журналиста. Вот как
описывает этот случай Аронсон (Aronson, 1975).
«Карлос не очень хорошо умел выражать свои мысли на английском, своем втором языке.
Поскольку его часто высмеивали, когда он высказывался, он держался в классе тихо. Можно даже
сказать, что Карлос и учительница вступили в своего рода заговор молчания. Карлос не проявлял
инициативы, не участвовал в жизни класса и мечтал о том, чтобы ему не приходилось отвечать с
запинками на вопросы; учительница, в свою очередь, не вызывала его. Возможно, она исходила из
самых лучших побуждений; она не хотела унижать мальчика и наблюдать, как другие дети высмеивают
его. Но, игнорируя Карлоса, учительница тем самым как будто вычеркнула его имя из классного списка.
Она дала понять, что он не стоил беспокойства; по крайней мере, именно эту идею уловили дети.
«Наверное, учительница не вызывает Карлоса потому, что он глупый», — думали они. Вероятно, сам
Карлос пришел к такому же заключению.
Естественно, Карлос стал чувствовать себя крайне дискомфортно при введении новой системы,
которая требовала от него обмена мыслями и информацией с одноклассниками; ему было очень трудно
передавать содержание доставшегося ему параграфа. Карлос заикался, во всем сомневался и сильно
волновался. Другие дети отнюдь не поддерживали его; они реагировали в соответствии со своими
укоренившимися привычками. Когда ребенок заикается, особенно тот, которого все считают тупым,
дети начинают высмеивать и поддразнивать его. «О, ты ничего не знаешь, — обвиняла Карлоса Мэри,
— ты глупый, ты тупой. Ты не понимаешь, что делаешь».
Рис. 5.4
Метод «составной картинки-головоломки» в школе. Как показали исследования,
метод «составной картинки-головоломки» — это не только эффективный способ увеличить
сплоченность среди многонациональной группы. Он также повышает самооценку, успеваемость и
интерес к занятиям среди представителей этнических меньшинств
Один из исследователей, наблюдавших за групповым процессом, вмешался, когда услышал
Hosted by uCoz