Navigation bar
  Print document Start Previous page
 130 of 205 
Next page End  

сербка по национальности, уже несколько месяцев была постоянным объектом угроз и политических
нападок, что вынуждало ее часто путешествовать под другим именем, заказывать билеты сразу на
несколько рейсов и даже носить грим. После нападения на нее никто не сомневался, что этот акт
насилия был связан с кровавыми событиями на родине Селеш. Однако все ошибались: агрессора,
безработного токаря из Восточной Германии, не интересовали ни этнические, ни политические
вопросы. Он был просто спортивным фанатом. Его цель была не убить Монику Селеш, а нанести ей
увечье, чтобы ее соперница, а его соотечественница, за которую он болел — Штеффи Граф — осталась
бы в теннисе номером один. Так столетняя этническая вражда и гражданская война не смогли
причинить вреда Монике Селеш, а спортивный фанатизм оказался более действенным.
Похоже, спортивные события могут оказывать сильное влияние на укоренившиеся привычки
многих болельщиков, а не только больничных пациентов и ветеранов войны. Во время зимних
Олимпийских игр 1980 года, после того как один из членов американской хоккейной команды
неожиданно забил решающий гол в ворота, которые защищал вратарь советской команды, непьющему
отцу американского вратаря, Джиму Крэйгу, предложили выпить. «Я никогда в жизни не пил, —
говорил Крэйг позднее, — но кто-то сзади вручил мне фляжку с коньяком. Я выпил его. Да, я это
сделал». Подобное необычное поведение является характерным не только для родителей игроков.
Болельщики на трибунах вели себя как сумасшедшие. Вот как описывали их поведение представители
прессы: «Люди обнимались, пели и кувыркались в снегу». Те болельщики, которым не удалось приехать
в Лэйк-Плэсид, так же бурно радовались победе и выражали свой восторг эксцентричными выходками.
В Ралее, штат Северная Каролина, пришлось приостановить соревнования по плаванию, так как после
объявления хоккейного счета соревнующиеся американские пловцы вместе со зрителями-американцами
начали скандировать «США! США!» и продолжали делать это до тех пор, пока не охрипли. В
Кэмбридже, штат Массачусетс, тихий супермаркет при сообщении радостной новости наполнился
летающими лентами из туалетной бумаги и бумажных полотенец. К покупателям вскоре
присоединились служащие и даже управляющий магазина. Вот как описал реакции людей на всякого
рода соревнования известный писатель Айзек Азимов (Asimov, 1975): «Наблюдая за соревнующимися,
вы всегда будете в глубине души болеть за свой собственный пол, свою культуру, свою родную
местность... вы хотите доказать, что вы лучше, чем другие люди. Любой, за кого вы болеете,
представляет вас; и когда побеждает он, побеждаете вы».
Рассматриваемый с этой точки зрения фанатизм спортивных болельщиков не кажется таким уж
бессмысленным. Игра — это не просто забава, которой можно безмятежно наслаждаться. На карту
ставится собственное «Я». Вот почему толпы болельщиков так восхищаются членами команды родного
города и так благодарны им в случае их победы. И вот почему те же самые болельщики часто проявляют
чрезвычайную жестокость по отношению к игрокам и тренерам в случае спортивной неудачи.
[Нетерпимость болельщиков к членам команды, потерпевшей поражение, может повредить карьере даже
самых лучших игроков и тренеров. Так, Фрэнк Лейден после поражения команды NBA «Юта Джаз»
(Utah Jazz), которую он тренировал, был вынужден оставить эту команду, хотя до сих пор она считалась
сильнейшей на всем Среднем Западе. Многочисленных прошлых заслуг Лейдена, его личного обаяния и
широкоизвестной благотворительной деятельности оказалось недостаточно для того, чтобы защитить
его от гнева раздосадованных болельщиков после проигрыша любимой ими команды. Фанаты всячески
оскорбляли тренера и даже проклинали его. Вот как сам Лейден объяснил свое решение оставить
команду: «Я чувствовал себя собакой. Люди плевали на меня. Один парень подошел ко мне и сказал: «Я
юрист. Ударь меня, чтобы я мог предъявить тебе иск». Я думаю, Америка относится к спорту слишком
серьезно».]
Таким образом, желая победы связанным с нами командам, мы хотим тем самым доказать свое
собственное превосходство. Но кому мы пытаемся это доказать? Конечно, прежде всего самим себе, но
также и всем остальным. Согласно принципу ассоциации, если мы окружаем себя облаком успеха, с
которым мы связаны хотя бы поверхностно (например, местом жительства), наша значимость в глазах
общества увеличивается.
Есть ли у спортивных болельщиков основания думать, что им достанется часть славы
победителей, даже если они ни разу за всю свою жизнь не поймали мяча, не выиграли ни одного очка и,
возможно, вообще никогда не занимались спортом? Я полагаю, что основания для этого есть. В пользу
Hosted by uCoz